» » Когда хочется учить

Когда хочется учить

В закладки
Когда хочется учить

Еще недавно профессия школьного учителя считалась уделом педагогов-фанатиков или явных неудачников. Это неудивительно: работать в школе себе могли позволить либо женщины, чьи мужья зарабатывали достаточно, чтобы прокормить семью, либо те, кто ощущал в себе призвание быть педагогом. Теперь же в школу рвутся бывшие рекламисты, банкиры и даже программисты: экономический кризис неожиданно сделал профессию учителя чрезвычайно популярной.
Причин возникновения такой ситуации сразу несколько. Во-первых, кризис лишил тысячи людей работы, вынуждая искать новое применение имеющимся знаниям. Во-вторых, педагогам стали регулярно платить, а в некоторых регионах зарплата учителей поднялась выше уровня «кризисного» снижения зарплат в коммерческих структурах. К тому же работа в образовательном учреждении дает такие немаловажные преимущества, как стабильность и длинный летний отпуск. Действительно, директор школы не посмеет уволить учителя посреди учебного года: слишком много проблем потянет за собой потеря штатной единицы. Ну и, в-третьих, осенью 2008 года президент России дал указание: «К декабрю 2009 года разработать меры, направленные на привлечение к преподавательской работе в школах специалистов из различных сфер экономики». По сути, это означает, что государство признало необходимость притока свежей крови из других сфер деятельности в российскую школу.
Практика против теории
Методисты и сами работники образования согласны с тезисом, что даже самый гениальный учитель, проведя несколько десятилетий в школьных стенах, оказывается начисто оторванным от реальной жизни. Его наука становится мертвой наукой, а его примеры – практически анахронизмами. Именно этими соображениями руководствовался Дмитрий Медведев, когда говорил о необходимости привлечения в школы непедагогов – то есть практиков.
«Учителя, пришедшие со стороны, неизбежно вдохнут в школу новую жизнь, – считает директор «Лиги школ», одного из самых престижных учебных заведений Москвы, Сергей Бебчук. – У меня половина учителей пришла во время кризиса начала 90-х, другая половина – во время дефолта 1998 года. При этом лишь один из десяти имеет педагогическое образование. Я сам заканчивал факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ и до 1991 года работал системным программистом».
Отчасти в этом есть смысл, ведь человек «внешкольный» знает прикладную сторону предмета, который собирается преподавать. Так, например, пиарщик лучше любого учителя объяснит школьникам, зачем нужно изучать русский язык и литературу, а банковский работник откроет детям выгоду знаний математики и информатики. Все это в конечном итоге благоприятно скажется на мотивации учеников и повлияет на их успеваемость.
«Я знаю не один положительный пример в Челябинске, когда в школу приходят практики, совмещают работу и преподавание в школе, – делится соображениями начальник управления по делам образования Челябинска Александр Кузнецов. – Думаю, это направление будет развиваться и дальше. Особенно это касается профильных классов старшего звена – технических профильных классов, потому что техническое направление для нашей территории определяющее. Что, пиарщики будут преподавать литературу? Может быть да, но сомневаюсь, что это будет доминирующим явлением в общеобразовательной школе».
Учить и лечить может каждый?
Конечно, у данной инициативы есть и свои противники, которые приводят весомые аргументы не в пользу учителей со стороны. Например, практически во всем мире для того, чтобы стать учителем, надо сдать сложные квалификационные экзамены, а не просто получить диплом бакалавра или даже магистра. В США, например, школьный учитель раз в три года должен проходить квалификационные тесты, позволяющие оценить уровень его мастерства и объем знаний. Во Франции люди, желающие преподавать в школе, должны пройти двухгодичные курсы педагогической и методической подготовки, которые, стоит заметить, очень практико-ориентированные. В Японии существует некая система учительской предподготовки типа интернатуры у медиков.
В России же к данному вопросу относятся с чисто русской позиции: если Президент сказал «надо», значит надо повсеместно и по максимуму. И здесь уже не смотрят на призвание человека и его готовность передавать накопленные знания подрастающему поколению.
«Я к преподавателям со стороны отношусь, мягко говоря, прохладно, – высказывает свою точку зрения ректор ЧГПУ Виталий Латюшин. – Мне не хотелось бы произносить это слово, но они – временщики. Грубо говоря, они отвели положенные часы и забыли о своих учениках, и на процессе обучения студента или школьника это сказывается не лучшим образом. К тому же нередки случаи, когда совместители жертвуют педагогической работой в угоду основной и отменяют занятия, если на другой работе случается какой-то форс-мажор. С человеческой точки зрения их понять можно, но с точки зрения студента – это недопустимо».
Однако к непедагогам, желающим ступить на учительскую стезю, Виталий Викторович более благосклонен. По его словам, если человек решил переквалифицироваться в преподавателя, то у него есть возможность на базе педагогического университета пройти курсы переподготовки и получить необходимые для учительской деятельности навыки. Впрочем, по такому пути идут не только в ЧГПУ, но и во всем мире.
Скептики вообще не склонны считать, что из затеи привлечения непедагогов в школу может получиться что-то дельное.
«Дипломированные учителя, значит, в школу не идут, а представители других профессий, следовательно, массово побегут туда работать? – удивляется посетитель форума на сайте pedsovet.org А. Викторов. – Странная, наивная и порочная логика... Дипломированные учителя не идут работать в школу потому, что там платят очень мало... Выход на самом деле прост: если школьным учителям будут платить не символическую, а сопоставимую с европейскими учителями зарплату, в школах будет конкурсный отбор среди выпускников педагогических вузов, желающих поступить на работу. Но до этой простой вещи г. Волков (ректор Московской школы управления Андрей Волков, активно выступающий за привлечение непедагогов в школы и вузы. – прим. ред.) почему-то не захотел додуматься».
Впрочем, в школах сейчас наблюдается рост перспектив для молодых и талантливых специалистов. Ведь раньше педагог оценивался как французский коньяк: по выдержке. Чем больше времени он «выдерживался» в школьных буднях, тем выше должна быть его категория и, как следствие, доходы. В этом плане молодой и перспективный ученый-химик или физик, труды которого с охотой публикуют всевозможные престижные научные издания, имел бы зарплату ниже, чем довольно посредственная учительница, отдавшая школе 10 лет. Сейчас же есть возможность уже через два месяца после устройства с седьмым, самым маленьким, разрядом получить десятый. Затем, если есть большое желание, а главное – потенциал, можно дорасти до тринадцатого. И это – в течение одного учебного года. Еще через полгода, а не через пять лет, как это было раньше, получить четырнадцатый – самый высокий разряд. Понятно, что все эти категорийные изменения влекут за собой изменения оплаты труда. К тому же многие школы вводят всевозможные системы аккредитаций и поощрений активных и талантливых учителей. Такая быстрая карьера, скажем, в стенах вуза, невозможна, поэтому школа привлекает молодых ученых и практиков.
Однако сколь бы яростно ни призывал Президент привлекать непедагогов в систему образования, воз и ныне там. Министерство образования и науки должно было разработать схему внедрения специалистов без педагогического образования в школы с максимальной выгодой и для них, и для учебных учреждений. Но такой схемы, даже спустя целый год, все еще нет. Каждая школа, если она приняла для себя решение взять на работу непедагога, должна заботиться о его адаптации и системе оплаты труда самостоятельно.
Статья опубликована в разделах: Наука и учеба


Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Введите название нашего сайта с маленькой буквы на английском языке без дефиса, и без .ru
Стартовал конкурс на лучшую эмблему Года Учителя
В преддверии 2010 года, объявленного Годом Учителя, Министерство образования и науки РФ совместно с компанией E-generator объявило конкурс на разработку эмблемы проекта
Школа, зажатая в угол
Школа, зажатая в угол
Школа, зажатая в угол
Наука и учеба
Сейчас практически в каждой отрасли экономический кризис считается чуть ли не главной причиной всех бед. Безусловно, нестабильная экономическая ситуация накладывает свой
В 97 лицее выберут лучшего молодого педагога области
Конкурс молодых педагогов «Педагогический дебют-2009» проводится в Челябинской области второй год подряд. На заочный тур было подано 20 заявок от молодых учителей из
Лучшие учителя Челябинской области получили по 100 тысяч рублей
Именно столько составляет размер президентского гранта для педагогов. В этом году премии получили 218 учителей Южного Урала. Премия присуждалась тем, кто эффективно
Южноуральские педагоги получили по 50 тысяч рублей от губернатора
Сегодня губернатор Челябинской области Петр Сумин поздравил педагогов с их профессиональным праздником. Он отметил, что «с каждым годом у Челябинской области появляется
Сайт Cheldiplom.ru поздравляет педагогов с Днем учителя!
Профессиональный праздник работников сферы образования был учрежден ЮНЕСКО в 1994 году. В России по указу президента День учителя отмечают 5 октября. Редакция сайта

Chel-week