Михаил Переверов, чемпион мира по ракетомодельному спорту: «Я не верю в мечты. Я ставлю цели и добиваюсь их»
В закладки
Раннее утро на Байконуре. Последние приготовления перед запуском ракеты. Тишина, сосредоточенность, напряжение. «Ключ на старт! – командует строгий голос и начинает обратный отсчет. – Три… Два… Один… Пуск!» Включается зажигание – и ракета взмывает в небо. Отделяются боковые блоки, потом первая ступень, вторая, третья… Сбрасывается спутник. Миссия выполнена. С одной только оговоркой: речь идет не о запуске ракеты-носителя в космос, а всего лишь о соревнованиях ракетомоделистов. Очередной этап Кубка мира закончился на Байконуре, откуда челябинец, воспитанник и спортсмен-инструктор ДЮСШ по техническим видам спорта, мастер спорта международного класса Михаил Переверов привез аж целых пять золотых медалей. И все в личном зачете.
– Михаил, с чего начинаются соревнования и как проходят?
– Стандартная процедура: регистрация, открытие, сами соревнования, награждение и закрытие. Составляешь заявку, пишешь, в каких классах будешь участвовать. И потом приступаешь к состязаниям согласно графику. Соревнования тоже разные бывают, потому что классов моделей много: есть на высоту полета, есть на продолжительность, на реализм полета, радиоуправляемые классы. Самое сложное – это подготовка копии ракеты. А во время соревнований самое сложное – так называемый беговой этап.
– Что это значит?
– На три запуска дается две модели. То есть третий раз надо взлететь на одной из этих моделей. Но если сильный ветер, то возникает проблема с доставкой. Иногда кажется, что угадал с погодой, но когда приходится бежать за моделью несколько километров, то понимаешь, что не угадал. Например, на последних соревнованиях на Байконуре у меня две модели улетели километров за десять. Одному тяжеловато туда-обратно метнуться в течение часа. Поэтому в третьем туре соревнований я свернулся и ушел.
– Никакого транспорта не предусмотрено?
– Все зависит от количества участников в команде. Если оно позволяет, то можно расставить пикеты в направлении движения ветра. Например, когда мы выступаем со сборной России, мы через каждые пятьсот метров сажаем по три человека, чтобы они отслеживали полет модели до ее приземления. На чемпионате Европы в Сербии мы полтора часа парашют наблюдали, когда он сядет. В итоге он улетел в неизвестном направлении, в облака. Человек остался без модели.
– А вы-то в каких классах участвуете?
– Основные – «Модели-копии» и радиоуправляемые. На них в основном ставку и делаю. В других классах тоже, конечно, участвую. Например, в этот раз на чемпионате мира первое место занял в классе «Модели с лентами». Они должны налетать три минуты и спуститься на этой ленте на землю. Основная часть везения зависит от потока. У воздуха ведь есть не только горизонтальная скорость, но еще и вертикальная – восходящие потоки. И в свободном лете главная задача участника – этот восходящий поток словить, чтобы модель подольше не приземлялась. Есть классы, где вместо лент используются парашюты. Времени для лета там больше – пять минут, но зато и опасность есть, что модель уйдет в небеса и не вернется. Хотя и с лентами бывают неожиданности. Я однажды наблюдал, как такая модель полчаса летала. Казалось бы: что тут такого, просто кусок полиэтилена. Однако она парила, и парила, и парила…
Подготовка к запуску
– Такой полет идет в плюс или в минус?
– Основная задача соревнований – не налетать сколько-то там минут, а доставить модель на следующий запуск и снова показать такой же стабильно высокий результат. Если в течение часа или полутора (в каждом классе свои временные ограничения) модели на старте нет, то третий тур не засчитывается.
– Были рекорды полета?
– В ракетомодельном спорте нет рекордов. Есть максимальное время, которое может летать ракета. Для класса с лентой – три минуты, как я говорил. Если модель их отлетала, ей засчитывают максимальный результат и дальше ее полет не отслеживают. Это уже проблемы участника, что с его ракетой происходит потом. Некоторые, бывает, ставят систему спасения, чтобы модель быстрее приземлялась. Например, в классе с парашютами я видел такую систему: перегорают все стропы парашюта, кроме одной. Естественно, модель падает на землю.
– И разбивается?
– Ну что вы! Они же, во-первых, очень легкие, а, во-вторых, из пластика сделаны.
– Может быть, можно тайком держать третью, запасную модель? Где-нибудь за пазухой…
– Если судьи поймают за этим, сразу дисквалифицируют на все соревнования. Я предпочитаю не рисковать, мне мое имя дороже улетевшей модели.
– А вот эта большая ракета…
– Это уже класс «Модели-копии». Копия европейской ракеты Ariane-10, предназначенной для выведения на орбиту спутников сотовой связи. В этом классе оценивается реализм полета и точность копии. На каждой детали должна быть система спасения – парашют или лента. Каждая ступень постепенно отделяется и спускается на парашюте. Если она отрывается, то получаешь ноль очков за полет. Ну и судьи смотрят, чтобы старт и полет был реалистичным: чтобы ракета летела строго вертикально. За горизонтальный полет тоже получаешь ноль очков.
– Модели-копии кто выбирает?
– Сам участник. Но тут важно, во-первых, найти и предоставить жюри документацию. Мы же не из головы берем ракеты, а создаем по настоящим чертежам, фотографиям. Модель обязательно проходит стендовую проверку: у нее проверяют точность размеров, окраски, деталировки. Все эти факторы оценивают и выводят суммарные очки. Дальше следует этап – реализм полета. Здесь учитывается не только старт и сам полет, но и многодвигательность (в каждой ракете может быть до шести двигателей), наличие парашютов (до шести штук), количество ступеней и спецэффекты.
– Какие? Фейерверк при старте?
– Нет, это уже шоу. Спецэффекты – это дополнительные отделения каких-нибудь частей. Например, в моей ракете отделяются боковые блоки, потом еще и воздухообтекатель на две части разделяется. И в конце полета сбрасывается спутник. Все как в настоящей ракете. За каждый спецэффект, если он состоялся, дается 15 очков.
– Сколько длится такая феерия?
– Около четырех секунд. С момента старта до отделения деталей обычно проходит секунд пять, не больше.
– Ради этого вы строите ракеты, стоимостью полторы тысячи евро?
– У меня есть и другая, более важная, задача – победить соперников. Ради этого, собственно, и положено столько сил.
– Сколько, кстати, вы строите одну ракету?
– На такую, как Ariane, уходит около года. Если процесс налажен, если все заготовки есть, то месяц-два.
– Из специальных космических материалов?
– Нет. Материал – обычный углепластик или стеклопластик. Детали просто отлиты по формам и собраны воедино. Сначала делается мастер-модель, как правило, из дерева или из смолы. Потом по ней отливаются детали, где-то фрезеруются. Но самое главное в модели – это оснастка.
Он сказал: «Поехали?»
– Она тяжелая?
– По критериям соревнования ракеты-копии не могут весить больше килограмма. Моя – кило и пятьдесят граммов – по старым нормам еле-еле проходил, потому что судьи обычно снимают модель с соревнований, если она больше килограмма. Была, конечно, вилка погрешности, вот я как раз в нее удачно вписывался. Сейчас же разрешили до полутора килограммов делать модели, и открылся простор для фантазии. Во-первых, ракет станет больше, ведь от многих отказывались из-за веса. Во-вторых, макеты теперь станут крупнее, можно со спецэффектами поиграть.
– Где вы берете чертежи ракет? Это ведь не самая доступная информация.
– Чертежи конкретно моей ракеты я купил у словаков. Рассказывали историю про одного парня, который работал на Байконуре чуть ли не на заправке. Он ходил, фотографировал ракеты и их чертежи, не стратегические, конечно, обычные, рабочие. А потом продавал ракетомоделистам. Так на соревнованиях появилась ракета «Союз».
– Построенная по краденным чертежам.
– Я бы не стал так говорить, потому что смотреть фотографии никто никому не запрещает. Ведь не каждый может приехать на Байконур только для того, чтобы переснять документацию и чертежи ракет. Что не запрещено – то разрешено.
– А уже готовые ракеты продаются?
– Некоторые модели народ покупает у меня. Вариантов для участия два: либо ты сам строишь ракету, либо ты ее покупаешь для запуска. Раньше я тоже покупал и на своих первых соревнованиях выступал, скажем так, с чужими моделями. Но потом стало неинтересно, захотелось самому создавать ракеты. Хотя каждый делает свой выбор. Некоторые спортсмены считают, что конструирование отнимает много времени, лучше купить ракету и побольше потренироваться, чем возиться с изготовлением деталей. Есть класс «Радиоуправляемые планера», там никто сам не строит модели, только покупает, потому что корпус и начинка у всех одинаковая, оценивается время полета и точность приземления. Правда, и стоимость техники там за сто тысяч рублей переваливает.
– Выгодный бизнес, получается.
– Народ делает, но я пока не хочу.
– Почему?
– Потому что не каждый готов выложить полторы тысячи евро за такую модель. А дешевле я ее не продам.
– Как проходит тренировка у ракетомоделистов?
– Если мы говорим о радиоупраляемых моделях, то там важно просто налетать часы и отработать точность приземления. Потому что в этом состязании важно не только налетать шесть минут, но и посадить модель в центр круга. Чем дальше от центра она приземляется, тем больше очков вычитается из суммы. И для того, чтобы хорошо выступить на соревнованиях, вполне достаточно налетать 100 часов.
В классах «Модели-копии» важно другое, как я уже говорил: реалистичность модели и полета и технические нюансы. Для этого нужно собрать ракету и произвести тренировочный запуск месяца за два-полтора до соревнований. Отследить параметры полета, выявить погрешности и устранить их до начала соревнований. Вот и вся тренировка.
– Отношения между соперниками какие?
– В основном дружеские. Бывают, конечно, инциденты, но они скорее исключение, чем правило. Вот я, когда на Байконур приехал, жил в комнате с украинцами. Хорошие ребята, веселые, но на площадке они мне составили сильную конкуренцию. В итоге получилось, что чуть ли не все медали были сосредоточены в нашем блоке. Однако соревновательный аспект никак не повлиял на наши отношения.
Помню, на наши соревнования случайно попали авиамоделисты. Они были удивлены дружеской атмосфере и потом мне сказали: «У вас вообще красота, в таких условиях приятно выступать. А у нас такая жесть!»
– Бывает тотальное невезение?
– Погода разная, местность разная и давление с влажностью тоже разные. Даже имея переносную метеостанцию, очень сложно определить скорость восходящего потока. Особенно страдают от этого модели с парашютами. Был случай на соревнованиях, когда у одного человека, пока он парашют укладывал, модельку подняло. Он сначала не обратил на это внимания, а потом она попала в восходящий поток и на пять метров вверх взмыла. Он за ней бежал, пытался как-то поймать или сбить, а она – все выше и выше. И в результате ушла за облака. Так парень остался без модели перед стартом. Бывали случаи, когда у детей из рук улетали модели. Ребенок просто взмахнул ракетой, ее ветром подхватило и также в восходящий поток. Все, привет!
– От Байконура у вас какое впечатление?
– Я здесь уже третий раз был. Сам город ничем не примечателен, а вот пусковые площадки – это зрелище. Они находятся в 50 километрах от города. В этот раз, правда, не удалось на них съездить. Там безумно красиво – все конструкции таких глобальных размеров, что просто диву даешься, ходишь, раскрыв рот. В городе, правда, есть такой же масштабный памятник – настоящая ракета «Союз», конечно, без начинки. Только корпус на ложементе, но впечатление производит.
– Вы, наверное, в детстве мечтали стать космонавтом?
– Не помню этого. Я в детстве вообще пришел сначала в авиамодельный кружок заниматься. Друзья пошли, и я пошел. Это потом я уже перекочевал к Владимиру Ивановичу Тарасову. В ракетомодельном спорте меня привлекало количество поездок на соревнования.
– И часто ездите?
– Летом – да. Дело в том, что Кубок мира проводится в несколько этапов. Их 22, если я не ошибаюсь. В финальный зачет кубка мира идут три лучших этапа. Важно только, чтобы они все проходили в разных странах. Сейчас у меня в копилке пять различных этапов, но на все 22 я физически не смогу съездить. В Америку или Новую Зеландию – дорого, на какие-то этапы по срокам не успеваю. Хорошо, что процентов 70 этапов проходит в Европе. Туда спортсменам проще попасть. Вот я ездил на Украину, потом на этап, который в Подмосковье проходил, теперь вот на Байконур. Скоро подсчет очков будет, они по специальной формуле выводятся. Я должен быть в призовых местах.
– Сильные соперники у вас?
– Здесь можно подрассчитать и поехать на такие соревнования, где соперники будут не самые сильные. Там победа, конечно, гарантирована, но интереса мало. Интересно ведь побороться. В Европе, например, очень сильные спортсмены есть, тягаться с ними непросто. И тут обязательно должна быть доля везения. Без нее не обойтись.
– Есть у вас какой-то ритуал, чтобы это везение призвать?
– Не бриться в течение соревнований. Не знаю почему, но мне это помогает.
– Есть у вас соперники, победить которых пока не удавалось, но очень хочется?
– Конечно. Например, есть такой мастер Александр Борисович Львых. Он по стендовой оценке непобедим вот уже десять лет, правда, у него проблемы с полетом – летает через раз. Слетал – чемпион, не слетал – другие чемпионы.
– Возраст спортсменов ограничен?
– Никак абсолютно. Есть только критерий, что в юношеских соревнованиях принимают участие спортсмены до 18 лет, а во взрослых – можно с 15, по-моему. Есть у нас такие дедушки, которые молодым парням фору дают. Например, Геннадий Афанасьевич Полтавец. Если не ошибаюсь, он профессор кафедры системного анализа и управления Московского авиационного института, доктор технических наук. Ему уже семьдесят лет, но он лихо носится за своими ракетами. Помню, за три километра у него модель улетела, так он сбегал за час туда и обратно, успел к старту.
– Вы можете назвать себя человеком, у которого сбылась мечта?
– Наверное, да, хотя я не верю в мечты, это очень абстрактное явление. Есть цели, и ты их добиваешься. Добился – появилась новая цель.
– У вас сейчас цель – стать чемпионом мира?
– Я уже был чемпионом мира в 2002 году в классе «Модели-копии» на высоту полета.
– Тогда к чему вы стремитесь сейчас?
– В тот раз я летал не на своей ракете. Теперь хочется стать лучшим в мире на модели, сделанной своими руками.
– Допустим, вы станете чемпионом мира. К чему будете стремиться дальше? Слетать в космос?
– Почему бы нет? Это дорого, конечно, но если поставить цели и добиваться ее, то все можно преодолеть. Сейчас ведь не только с Байконура и мыса Канаверал летают, есть другие варианты.
Статья опубликована в разделах: Новости / Афиша Челябинска
– Михаил, с чего начинаются соревнования и как проходят?
– Стандартная процедура: регистрация, открытие, сами соревнования, награждение и закрытие. Составляешь заявку, пишешь, в каких классах будешь участвовать. И потом приступаешь к состязаниям согласно графику. Соревнования тоже разные бывают, потому что классов моделей много: есть на высоту полета, есть на продолжительность, на реализм полета, радиоуправляемые классы. Самое сложное – это подготовка копии ракеты. А во время соревнований самое сложное – так называемый беговой этап.
– Что это значит?
– На три запуска дается две модели. То есть третий раз надо взлететь на одной из этих моделей. Но если сильный ветер, то возникает проблема с доставкой. Иногда кажется, что угадал с погодой, но когда приходится бежать за моделью несколько километров, то понимаешь, что не угадал. Например, на последних соревнованиях на Байконуре у меня две модели улетели километров за десять. Одному тяжеловато туда-обратно метнуться в течение часа. Поэтому в третьем туре соревнований я свернулся и ушел.
– Никакого транспорта не предусмотрено?
– Все зависит от количества участников в команде. Если оно позволяет, то можно расставить пикеты в направлении движения ветра. Например, когда мы выступаем со сборной России, мы через каждые пятьсот метров сажаем по три человека, чтобы они отслеживали полет модели до ее приземления. На чемпионате Европы в Сербии мы полтора часа парашют наблюдали, когда он сядет. В итоге он улетел в неизвестном направлении, в облака. Человек остался без модели.
– А вы-то в каких классах участвуете?
– Основные – «Модели-копии» и радиоуправляемые. На них в основном ставку и делаю. В других классах тоже, конечно, участвую. Например, в этот раз на чемпионате мира первое место занял в классе «Модели с лентами». Они должны налетать три минуты и спуститься на этой ленте на землю. Основная часть везения зависит от потока. У воздуха ведь есть не только горизонтальная скорость, но еще и вертикальная – восходящие потоки. И в свободном лете главная задача участника – этот восходящий поток словить, чтобы модель подольше не приземлялась. Есть классы, где вместо лент используются парашюты. Времени для лета там больше – пять минут, но зато и опасность есть, что модель уйдет в небеса и не вернется. Хотя и с лентами бывают неожиданности. Я однажды наблюдал, как такая модель полчаса летала. Казалось бы: что тут такого, просто кусок полиэтилена. Однако она парила, и парила, и парила…
Подготовка к запуску
– Такой полет идет в плюс или в минус?
– Основная задача соревнований – не налетать сколько-то там минут, а доставить модель на следующий запуск и снова показать такой же стабильно высокий результат. Если в течение часа или полутора (в каждом классе свои временные ограничения) модели на старте нет, то третий тур не засчитывается.
– Были рекорды полета?
– В ракетомодельном спорте нет рекордов. Есть максимальное время, которое может летать ракета. Для класса с лентой – три минуты, как я говорил. Если модель их отлетала, ей засчитывают максимальный результат и дальше ее полет не отслеживают. Это уже проблемы участника, что с его ракетой происходит потом. Некоторые, бывает, ставят систему спасения, чтобы модель быстрее приземлялась. Например, в классе с парашютами я видел такую систему: перегорают все стропы парашюта, кроме одной. Естественно, модель падает на землю.
– И разбивается?
– Ну что вы! Они же, во-первых, очень легкие, а, во-вторых, из пластика сделаны.
– Может быть, можно тайком держать третью, запасную модель? Где-нибудь за пазухой…
– Если судьи поймают за этим, сразу дисквалифицируют на все соревнования. Я предпочитаю не рисковать, мне мое имя дороже улетевшей модели.
– А вот эта большая ракета…
– Это уже класс «Модели-копии». Копия европейской ракеты Ariane-10, предназначенной для выведения на орбиту спутников сотовой связи. В этом классе оценивается реализм полета и точность копии. На каждой детали должна быть система спасения – парашют или лента. Каждая ступень постепенно отделяется и спускается на парашюте. Если она отрывается, то получаешь ноль очков за полет. Ну и судьи смотрят, чтобы старт и полет был реалистичным: чтобы ракета летела строго вертикально. За горизонтальный полет тоже получаешь ноль очков.
– Модели-копии кто выбирает?
– Сам участник. Но тут важно, во-первых, найти и предоставить жюри документацию. Мы же не из головы берем ракеты, а создаем по настоящим чертежам, фотографиям. Модель обязательно проходит стендовую проверку: у нее проверяют точность размеров, окраски, деталировки. Все эти факторы оценивают и выводят суммарные очки. Дальше следует этап – реализм полета. Здесь учитывается не только старт и сам полет, но и многодвигательность (в каждой ракете может быть до шести двигателей), наличие парашютов (до шести штук), количество ступеней и спецэффекты.
– Какие? Фейерверк при старте?
– Нет, это уже шоу. Спецэффекты – это дополнительные отделения каких-нибудь частей. Например, в моей ракете отделяются боковые блоки, потом еще и воздухообтекатель на две части разделяется. И в конце полета сбрасывается спутник. Все как в настоящей ракете. За каждый спецэффект, если он состоялся, дается 15 очков.
– Сколько длится такая феерия?
– Около четырех секунд. С момента старта до отделения деталей обычно проходит секунд пять, не больше.
– Ради этого вы строите ракеты, стоимостью полторы тысячи евро?
– У меня есть и другая, более важная, задача – победить соперников. Ради этого, собственно, и положено столько сил.
– Сколько, кстати, вы строите одну ракету?
– На такую, как Ariane, уходит около года. Если процесс налажен, если все заготовки есть, то месяц-два.
– Из специальных космических материалов?
– Нет. Материал – обычный углепластик или стеклопластик. Детали просто отлиты по формам и собраны воедино. Сначала делается мастер-модель, как правило, из дерева или из смолы. Потом по ней отливаются детали, где-то фрезеруются. Но самое главное в модели – это оснастка.
Он сказал: «Поехали?»
– Она тяжелая?
– По критериям соревнования ракеты-копии не могут весить больше килограмма. Моя – кило и пятьдесят граммов – по старым нормам еле-еле проходил, потому что судьи обычно снимают модель с соревнований, если она больше килограмма. Была, конечно, вилка погрешности, вот я как раз в нее удачно вписывался. Сейчас же разрешили до полутора килограммов делать модели, и открылся простор для фантазии. Во-первых, ракет станет больше, ведь от многих отказывались из-за веса. Во-вторых, макеты теперь станут крупнее, можно со спецэффектами поиграть.
– Где вы берете чертежи ракет? Это ведь не самая доступная информация.
– Чертежи конкретно моей ракеты я купил у словаков. Рассказывали историю про одного парня, который работал на Байконуре чуть ли не на заправке. Он ходил, фотографировал ракеты и их чертежи, не стратегические, конечно, обычные, рабочие. А потом продавал ракетомоделистам. Так на соревнованиях появилась ракета «Союз».
– Построенная по краденным чертежам.
– Я бы не стал так говорить, потому что смотреть фотографии никто никому не запрещает. Ведь не каждый может приехать на Байконур только для того, чтобы переснять документацию и чертежи ракет. Что не запрещено – то разрешено.
– А уже готовые ракеты продаются?
– Некоторые модели народ покупает у меня. Вариантов для участия два: либо ты сам строишь ракету, либо ты ее покупаешь для запуска. Раньше я тоже покупал и на своих первых соревнованиях выступал, скажем так, с чужими моделями. Но потом стало неинтересно, захотелось самому создавать ракеты. Хотя каждый делает свой выбор. Некоторые спортсмены считают, что конструирование отнимает много времени, лучше купить ракету и побольше потренироваться, чем возиться с изготовлением деталей. Есть класс «Радиоуправляемые планера», там никто сам не строит модели, только покупает, потому что корпус и начинка у всех одинаковая, оценивается время полета и точность приземления. Правда, и стоимость техники там за сто тысяч рублей переваливает.
– Выгодный бизнес, получается.
– Народ делает, но я пока не хочу.
– Почему?
– Потому что не каждый готов выложить полторы тысячи евро за такую модель. А дешевле я ее не продам.
– Как проходит тренировка у ракетомоделистов?
– Если мы говорим о радиоупраляемых моделях, то там важно просто налетать часы и отработать точность приземления. Потому что в этом состязании важно не только налетать шесть минут, но и посадить модель в центр круга. Чем дальше от центра она приземляется, тем больше очков вычитается из суммы. И для того, чтобы хорошо выступить на соревнованиях, вполне достаточно налетать 100 часов.
В классах «Модели-копии» важно другое, как я уже говорил: реалистичность модели и полета и технические нюансы. Для этого нужно собрать ракету и произвести тренировочный запуск месяца за два-полтора до соревнований. Отследить параметры полета, выявить погрешности и устранить их до начала соревнований. Вот и вся тренировка.
– Отношения между соперниками какие?
– В основном дружеские. Бывают, конечно, инциденты, но они скорее исключение, чем правило. Вот я, когда на Байконур приехал, жил в комнате с украинцами. Хорошие ребята, веселые, но на площадке они мне составили сильную конкуренцию. В итоге получилось, что чуть ли не все медали были сосредоточены в нашем блоке. Однако соревновательный аспект никак не повлиял на наши отношения.
Помню, на наши соревнования случайно попали авиамоделисты. Они были удивлены дружеской атмосфере и потом мне сказали: «У вас вообще красота, в таких условиях приятно выступать. А у нас такая жесть!»
– Бывает тотальное невезение?
– Погода разная, местность разная и давление с влажностью тоже разные. Даже имея переносную метеостанцию, очень сложно определить скорость восходящего потока. Особенно страдают от этого модели с парашютами. Был случай на соревнованиях, когда у одного человека, пока он парашют укладывал, модельку подняло. Он сначала не обратил на это внимания, а потом она попала в восходящий поток и на пять метров вверх взмыла. Он за ней бежал, пытался как-то поймать или сбить, а она – все выше и выше. И в результате ушла за облака. Так парень остался без модели перед стартом. Бывали случаи, когда у детей из рук улетали модели. Ребенок просто взмахнул ракетой, ее ветром подхватило и также в восходящий поток. Все, привет!
– От Байконура у вас какое впечатление?
– Я здесь уже третий раз был. Сам город ничем не примечателен, а вот пусковые площадки – это зрелище. Они находятся в 50 километрах от города. В этот раз, правда, не удалось на них съездить. Там безумно красиво – все конструкции таких глобальных размеров, что просто диву даешься, ходишь, раскрыв рот. В городе, правда, есть такой же масштабный памятник – настоящая ракета «Союз», конечно, без начинки. Только корпус на ложементе, но впечатление производит.
– Вы, наверное, в детстве мечтали стать космонавтом?
– Не помню этого. Я в детстве вообще пришел сначала в авиамодельный кружок заниматься. Друзья пошли, и я пошел. Это потом я уже перекочевал к Владимиру Ивановичу Тарасову. В ракетомодельном спорте меня привлекало количество поездок на соревнования.
– И часто ездите?
– Летом – да. Дело в том, что Кубок мира проводится в несколько этапов. Их 22, если я не ошибаюсь. В финальный зачет кубка мира идут три лучших этапа. Важно только, чтобы они все проходили в разных странах. Сейчас у меня в копилке пять различных этапов, но на все 22 я физически не смогу съездить. В Америку или Новую Зеландию – дорого, на какие-то этапы по срокам не успеваю. Хорошо, что процентов 70 этапов проходит в Европе. Туда спортсменам проще попасть. Вот я ездил на Украину, потом на этап, который в Подмосковье проходил, теперь вот на Байконур. Скоро подсчет очков будет, они по специальной формуле выводятся. Я должен быть в призовых местах.
– Сильные соперники у вас?
– Здесь можно подрассчитать и поехать на такие соревнования, где соперники будут не самые сильные. Там победа, конечно, гарантирована, но интереса мало. Интересно ведь побороться. В Европе, например, очень сильные спортсмены есть, тягаться с ними непросто. И тут обязательно должна быть доля везения. Без нее не обойтись.
– Есть у вас какой-то ритуал, чтобы это везение призвать?
– Не бриться в течение соревнований. Не знаю почему, но мне это помогает.
– Есть у вас соперники, победить которых пока не удавалось, но очень хочется?
– Конечно. Например, есть такой мастер Александр Борисович Львых. Он по стендовой оценке непобедим вот уже десять лет, правда, у него проблемы с полетом – летает через раз. Слетал – чемпион, не слетал – другие чемпионы.
– Возраст спортсменов ограничен?
– Никак абсолютно. Есть только критерий, что в юношеских соревнованиях принимают участие спортсмены до 18 лет, а во взрослых – можно с 15, по-моему. Есть у нас такие дедушки, которые молодым парням фору дают. Например, Геннадий Афанасьевич Полтавец. Если не ошибаюсь, он профессор кафедры системного анализа и управления Московского авиационного института, доктор технических наук. Ему уже семьдесят лет, но он лихо носится за своими ракетами. Помню, за три километра у него модель улетела, так он сбегал за час туда и обратно, успел к старту.
– Вы можете назвать себя человеком, у которого сбылась мечта?
– Наверное, да, хотя я не верю в мечты, это очень абстрактное явление. Есть цели, и ты их добиваешься. Добился – появилась новая цель.
– У вас сейчас цель – стать чемпионом мира?
– Я уже был чемпионом мира в 2002 году в классе «Модели-копии» на высоту полета.
– Тогда к чему вы стремитесь сейчас?
– В тот раз я летал не на своей ракете. Теперь хочется стать лучшим в мире на модели, сделанной своими руками.
– Допустим, вы станете чемпионом мира. К чему будете стремиться дальше? Слетать в космос?
– Почему бы нет? Это дорого, конечно, но если поставить цели и добиваться ее, то все можно преодолеть. Сейчас ведь не только с Байконура и мыса Канаверал летают, есть другие варианты.
Статья опубликована в разделах: Новости / Афиша Челябинска
Комментарии (0)
Первый Уральский Кикер-клуб «FireShot» при поддержке Управления по физической культуре, спорта и туризма Администрации г.Челябинска, МОО
Раннее утро РЅР° Байконуре. Последние приготовления перед запуском ракеты. РўРёС?РёРЅР°,
Клуб «Светлое прошлое», 19:00 Дипломант Грушинского фестиваля, участник «Трио в шляпах», автор и исполнитель Михаил Аствацатурян (Челябинск) представит музыкальную
27–30 декабря, ДС «Юность», 12:00, 14:00 С 27 по 30 декабря на ледовой арене Дворца спорта «Юность» пройдут гастроли детского новогоднего шоу «Пока часы двенадцать
В Челябинске завершились всероссийские соревнования на призы ледового дворца «Уральская молния» (4-5 декабря). Это был решающий III этап Кубка России, где разыгрывались