Чем Чехия коварна для автомобилиста
В закладки
Она коварна своими «недокормленными» дорогами, дорогущим бензином и изобилием пивных, которые искушают тебя сесть за руль после стаканчика «Старопрамена». За это можно угореть на 50 тысяч рублей, и это минимум. Но обо всем по порядку.
Есть мнение, что где-то там, за горизонтом жизнь намного лучше и дороги ровнее. Вот мы в Чехии, и, представьте, дороги так себе. Перестук колес по заплаткам сменяется виброзвонком брусчатки, переходящим в шлепки на поперечных стыках. Не Копейское шоссе весной, но и не стекло.
А еще многие трассы здесь издевательски узкие – у нас это называется полосой, у них – дорогой с двусторонним движением: бок о бок встанет разве что арба и мотоцикл. Как чехи разъезжаются? Никак: одна машина съезжает на обочину, вторая осторожно огибает ее. Один раз на дороге, причем не самой узкой, встретились автобус и фура, и десять минут рядились, кому проще сдавать назад. Грузовик уступил.
Зато разметка и знаки в Чехии действительно образцовые, с логичной дислокацией и всегда видимые – Евросоюз. А с навигатором едешь почти расслабленно.
Чешский ландшафт контрастен – равнинные участки вдруг сменяются крутобокими холмами и ущельями, и кажется, что «наскальные» домики стоят друг у друга на крышах. Прямых дорог практически нет, просто на равнинах они петляют плавно, а в горах закручиваются в тугие серпантины, приводящие в экстаз любителей щекотать нервы. Но осторожнее – если на нижнем ярусе мелькнули фары, лучше притормозить. Разъезжаться в повороте, да еще на скорости – занятие почти безнадежное. Иногда возникает интересный эффект: ты видишь встречные фары, сбавляешь скорость для разъезда, вдруг фары исчезают в темноте. Пауза. Потом огни появляются под другим углом, снова исчезают, еще раз и еще, и лишь потом вы оказываетесь на одном плече серпантина с встречным авто.
Петля
Обновленной Skoda Octavia RS идет насыщенный синий. Ярко-синий цвет подсознательно предпочитают люди спокойные, несуетливые, при этом энергичные, в общем, как раз клиентура Octavia RS.
Пусть она позиционируется как горячий хетчбэк (вернее, лифтбэк), но свои 200 л.с. использует в миротворческих целях, а не ради забиячества. Да и поступь у нее отнюдь не солдатская. Из четырех моделей Skoda, которые мы попробовали в Чехии (Yeti, Superb, Octavia RS и Scout), именно «эрэску» я бы назвал лидером по ездовому комфорту. Вроде бы и подвеска у нее а-ля Golf GTi, и шины самые низкопрофильные, а вибраций на нижний торец водителя приходит меньше всего. Удивительно.
А может, она размякла? На дорогах общего пользования спортивных ноток не чувствуешь. Ну, сиденья чуть интимнее, ну, мотор повеселее, а так – вменяемый автомобиль. Даже чересчур вменяемый. Еще и с багажником больше, чем у любого конкурента.
«Шкодовцы» пообещали выезд на испытательный полигон с трассой для «отжига». Воображение нарисовало широченную бетонную площадку, конусы и бесконечные зоны безопасности. А еще нервного инструктора на пассажирском сиденье, напевающего: «Помалу, помалу, будьте ласковы...»
Ничего подобного – трасса оказалась дорогой на склоне холма с приличным перепадом высот, кюветами, изобилием поворотов и смешанным лесом вокруг. Никаких инструкторов рядом, никаких ограничений скорости. В конце задней прямой выныриваешь из сумрачного хвойного тоннеля, и Octavia RS, звеня мотором, разгоняется до 140 км/час. Из кабины узкая полоска асфальта кажется монорельсом. Торможение, крутой налево, сочленение быстрых поворотов, под конец круга – подобие картодрома, огражденного шинами. На таких дорогах проходит один из этапов раллийного чемпионата IRC.
Не знаю, как остальные, на первых кругах я не мог заставить себя ехать быстро. Octavia RS легко набирает скорость, и здесь это особенно ощутимо из-за узости коридора. Я думаю, хотя бы раз все участники теста оказались в ситуации, когда поворот уже нарисовался во всю ширь, а скорость, увы, непроходная.
Через несколько кругов начинаешь смелеть и получать удовольствие. Octavia RS хороша своей предсказуемостью и точными, но мягкими реакциями. Ее не надо «класть» в каждом повторе, скорее, она любит текучую манеру, когда вы плавно нагружаете передние колеса торможением, плавно встаете на дугу, плавно ускоряетесь. И при этом несетесь по просеке с оголтелостью ртутного шарика.
Но знаете что? Больше всего из всех протестированных машин понравилась белая Octavia RS с турбодизелем. У него всего 170 л.с., семиступенчатый автомат DSG, и по эмоциональности разгона он проигрывает бензиновому 2,0 TSI. Однако без секундомера на импровизированном кольце этого незаметно, зато напористость, предсказуемость и экономичность очаровывают тебя с точки зрения homo vulgaris (человека обыкновенного). Получается автомобиль на все случаи жизни. Мой коллега Григорий Скабичевский согласен: «Разгон вполне достаточный для любых ситуаций, а как приятно катиться на дизельной «эрэске» по обычным дорогам. Можно ехать быстро, можно медленно – она одинаково хороша. Я бы тоже выбрал именно ее».
Кстати, репутацию самых отчаянных и рисковых пилотов заслужили челябинцы из программы «Автолига» – увидеть, как это было, вы можете на канале ОТВ в воскресенье (29 ноября, 19:40).
Почём Европа?
Журналист из Питера затеял разговор о дешевизне машин в Европе. Мол, здесь, в Чехии, «Шкоды» отдают почти даром. А наши власти, мать их, установили эти драные пошлины, и мы переплачиваем в два раза. Он так горячился, что дешевле было согласиться.
А на самом деле? Я зашел в автосалон Skoda в Млада Болеславе – городе, где расположена штаб-квартира и один из заводов Skoda. Там выставлена Octavia 1,6 (102 л.с.) в комплектации Ambiente за 439 900 чешских крон (примерно 748 тысяч рублей). Для сравнения, в компании «Легион-Моторс» эту же машину предлагают за 645 тысяч рублей.
Может, уровень доходов у чехов в разы выше нашего? Не совсем. К примеру, зарплата на заводе Skoda действительно неплохая – в среднем 29 тысяч крон (50 тысяч рублей). Но в Европе автопром – престижная сфера деятельности, а за пределами завода зарплаты составляют 10-13 тысяч крон (17-22 тысячи рублей), иногда меньше. В принципе, тоже неплохо, но не запредельно.
Тем более бензин стоит около 30 крон за литр (50 рублей). При среднем расходе 10-12 л/100 км и годовом пробеге 20 тысяч км расходы на топливо съедают полугодовую зарплату жителя чешской глубинки.
Штрафы за нарушение правил тоже впечатляют. Превышение скорости выльется в сумму до 5000 рублей, столько же стоит езда без ремня безопасности, в том числе на заднем сиденье. За вождение хотя бы со следами алкоголя в крови в лучшем случае выпишут штраф в 30 000 крон (50 тысяч рублей), в худшем ждет тюрьма на срок до трех лет.
Ограничения скорости в городе, на трассе и магистрали – 50, 90 и 130 км/час соответственно. Камер-спидганов много, и некоторые показывают измеренную скорость на табло. Едешь по деревеньке с прямоугольно-черепичными домиками и любуешься – 55, 54, 53... И вдруг бьет током: что ж я делаю-то? Лимит – 50! Запомни – пять-де-сят!
Безлимитных дорог в Чехии нет, но и 130 км/час – скорость приятная, тем более многие едут чуть быстрее. Первое время чувствуешь себя советским туристом у шведского стола: накладываешь еду и озираешься – не выскочит ли сторож с нагайкой?
Автомобильный портрет страны определяется экономическими факторами. Самая популярная машина – Skoda, много юзаных экземпляров пред-предыдущих поколений, много дизелей. Мало машин громоздких, прожорливых, дорогих и чересчур быстрых. Но это относится к чешской глубинке: Прага, как и Москва, держится особняком.
Танец с роботами
Superb хорош, как всегда. Оператор с 31-го канала Дамир, покатавшись по Чехии на большой «Шкоде», после возвращения домой заметил: «Да... Что-то моя «Лада» стала казаться самоделкой».
Superb – это единственная машина, где меня не тянуло за руль – сядешь на задний ряд, достанешь ноутбук, и... как жаль, что уже приехали.
В Млада Болеславе выпускают Skoda Octavia и Fabia, причем производство самого полного цикла, как на АвтоВАЗе. Здесь льют и точат, штампуют и варят, красят и собирают: на входе «железо», на выходе – машина.
Качество калужских «Шкод» хуже, чем чешских? Или лучше? Сами шкодовцы отвечают уклончиво: система контроля едина для всех. Но вот какие выводы я сделал для себя. Во-первых, на завод в Калуге моторы и трансмиссии приезжают в готовом виде. Во-вторых, автоматизация сварки кузовов и окраски даже выше, чем в Чехии. В-третьих, на том же чешском заводе трудится много вьетнамцев, и трудится хорошо – достойный уровень зарплат заставляет их держаться за работу. Национальность сборщиков и сварщиков – не самый решающий фактор, когда речь идет о формализованном конвейерном производстве. Важнее желание человека учиться, поэтому на калужский завод не берут людей, скомпрометировавших себя причастностью к российскому автопрому. По моим грубым прикидкам, никаких особых противопоказания против калужских «Шкод» нет.
Самое сногсшибательное на заводе – это сварочные роботы Kuka в стеклянных «вольерах». Не цех, а «Парк Юрского периода». Вот многозвенная шея бросается на очередную заготовку (это элемент пола), хватает ее и крутит в воздухе, будто тираннозавр, дезориентирующий жертву. Грациозный взмах – и заготовка угождает под клыки сварочного аппарата. Сноп искр, и новая манипуляция, настолько причудливая, что снимаешь шляпу перед настройщиками этих монстров. Сноп искр. Затем торжественно и грозно робот поднимает заготовку метра на три над нашими головами, и кажется, одну из них он не прочь откусить (пусть это будет очкарик, споривший за дешевизну машин). Затем новая порция извиваний, деталь водружается на подвесной конвейер, и робот сонно отъезжает в сторону. Но сонным он лишь притворяется – как только его коллега укладывает на рабочий стол очередные пол-пола, наш хищник распаляется вновь... Красиво, ей богу.
В Млада Болеславе есть музей Skoda, и если будете в Чехии – заходите. Вот одно из русскоязычных посланий в книге отзывов: «Спасибо музею – теперь моя жена меня понимает лучше. Поехали в Чехию на свадебное путешествие, пришли в музей, и теперь она болеет машинами так же, как и я».
Забавно, кстати, что фирма Skoda названа в честь Эмиля Шкоды, но отнюдь не он считается основателем. Вернее, «Шкоду» – производителя разномастного вооружения – создал он, однако автомобильное отделение зачали независимо от Эмиля Шкоды два Вацлава – Клемент и Лаурин. До слияния со Skoda в 1924 году компания называлась Laurin & Klement.
А началось все с казуса еще в 1895 году. Тогда местный «умелец» продал господину Клементу велик, у которого то и дело слетала цепь. Вацлав попытался отремонтировать байк по гарантии, но изготовитель на него как бы начхал (знакомо?). Чех не стал заваливать велосипедного мастера рекламациями, а в содружестве с изобретателем Вацлавом Лаурином основал собственное производство велосипедов. Через пять лет они уже придумали свой мотоцикл, потом – трицикл, потом – автомобиль. 24 ноября 2009 года компания отметила 110-летие со дня рождения первого двигателя Skoda, естественно, мотоциклетного.
Мы привыкли считать Skoda подразделением Volkswagen, однако чешская марка состоялась как мировой производитель задолго до вступления в семью Volkswagen в 1991 году.
Кстати, Skoda в Чехии – это не только машины. По центру Праги, например, ходят симпатичные, похожие на сигары трамваи Skoda.
Where? Everywhere!
Многие не понимают назначения машин вроде Octavia Scout. Кузов универсал, увеличенный просвет, полный привод. По описаниям, да и по цене (969 тысяч рублей) – типичный паркетник. Но все-таки не паркетник, и при прочих равных россияне предпочтут машину, более-менее похожую на настоящий внедорожник хотя бы ради имиджа.
Но на лекалах чешских дорог восприятие иное. Здесь важна определенная острота управления, минимальные крены, возможность скорректировать ошибку, если поворот вдруг оказался длиннее и круче, чем ты думал. В принципе, некоторые современные паркетники обладают почти легковой управляемостью, но у Octavia Scout она вообще легковая. Подвеска тут помягче, чем у RS, и оттого на неровностях появляются легкие покачивания. Но когда на горных участках пойдет дождь, полный привод станет неплохим подспорьем на крутых склонах и при разъездах со встречными машинами, требующих съезжать на скользкую обочину.
Теперь о праздном. Из всех заведений, что мы посетили в Чехии, наибольшее впечатление произвела средневековая таверна, где сводчатые потолки отливают свечной копотью, а мясо и маринованные огурцы подают в огромных тазах. Здесь ходят чумазые девушки-попрошайки, гогочущие цыганки, а официанты в кафтанах умеют пошутить в средневековом стиле. Подхожу к одному из них и пытаюсь перекричать какофонию волынки: «Toilet?» Он делает озабоченное лицо: «О... Это вам надо выйти на улицу...» Я киваю: «Ага. А там где?» Он наклоняется к моему уху: «Везде». И ржет. Что возьмешь – деревня. Я, кстати, поверил.
А туалет в привычном смысле слова у них все-таки был, просто парень решил меня проветрить (или снять скрытой камерой?)
Златый ад
В Прагу мы возвращались на Yeti – последней новинке Skoda, которую ждет большое будущее и в России. Не будем заострять внимание на «Йети» сейчас, ибо он достоин отдельного материала.
На подступах к столице чувствуешь легкий тремор: не заблудиться бы в паутине улочек-старушек в возрасте под 1000 лет. Но все Skoda были оснащены навигаторами, о которых я вспоминаю с особой теплотой. Они как хорошие адвокаты: десять раз предупредят, а если сбился с пути – вернут на правильную дорогу.
Опасения насчет пражских улочек оправдались. Ведущий «Автолиги» Алексей Сторожилов попросил меня прокатиться по центру для съемок. Мы доехали до живописного переулка, Алексей забежал вперед с камерой, я проехал мимо. Дальше следовало остановиться и подобрать Алексея. Не тут-то было: справа – стена, слева – знак запрета остановки, перед которым (но не за ним) сгрудились машины. Жерло улицы сужается до ширины Yeti, а сзади подпирают пражане на дизельных «Шкодах» и «Фордах». Повернул налево в мощеный переулок. С двух сторон машины припаркованы елочкой с такими зазорами, что урони яблоко – застрянет. Yeti лязгнул подвеской на ступеньках лежачего полицейского, я ринулся было направо – но там встречка односторонней дороги. Повернул налево – мест для парковки все равно нет. Пульс подскочил до 180 ударов в минуту. Где я?
В общем, Прага готова засосать любого незадачливого туриста, и ездить на дурочка здесь сложно и нервно.
А еще столица поразила изобилием Porsche Panamera. При габаритах 5х2 метра он является последним автомобилем, кроме «Хаммера», который бы я хотел протестировать в Праге. В Челябинске – другое дело.
А как же пиво? Многие едут в Чехию, чтобы попробовать настоящую «Крушовицу», «Пильзнер», «Будвайзер» или менее известные сорта «Браник», «Пиврнец», «Радегаст» и еще полсотни названий. Пиво здесь ценится не за градус, а за плотность, и в Праге можно попробовать пиво с плотностью 33%, которое варят в пивоварне U medvidku – по крепости оно, как вино.
Если честно, на меня местное пиво не произвело сногсшибательного впечатления. Может быть, сказался недостаток опыта, но почувствовать разницу между чешским разливным и тем, что продается в России (например, Krusovice), я не смог. Еще я не люблю горькое пиво, а это один из атрибутов чешских сортов – хмель кладут, не скупясь. Впрочем, не буду навязывать мнение – многие после чешского пива не могут пить российское бутылочное в принципе. Как обычно, это дело вкуса.
Прага действительно красива. Красива своей стариной и невероятной разнообразностью архитектуры, напоминая музей, где бок о бок с современными экспонатами, вроде танцующего дома, возвышаются остроконечные пики старинных замков. Центр выложен брусчаткой, улицы узкие, крыши черепичные – открытка, а не город.
Здесь есть метро, но развито и трамвайное сообщение. Причем трамваи, как и дома, разновозрастные – от допотопного старичка без дверей (со старичком-официантом внутри) до трехзвенных трамваев Skoda, похожих на японские скоростные поезда.
О каком автомобиле я вспомнил утром накануне отъезда, посетовав, что нельзя прокатиться еще? О Skoda Octavia RS с дизелем. Вкус у нее мягкий, а градус крепкий – как раз мое любимое сочетание.
Когда ехали в автобусе к аэропорту, увидел пакет со «шкодовским» девизом: Simply Clever. Мозг бессознательно перевел: «Skoda – просто клёво».
Реально клёво.
Сайт Autochel.ru благодарит компанию «Легион-Моторс», официального дилера Skoda в Челябинске, за организацию поездки.
Статья опубликована в разделах: Новости / Автоновости
Комментарии (0)
Чехия напрягает своими «недокормленными» дорогами, дорогущим бензином и изобилием пивных, которые искушают тебя сесть за руль после стаканчика «Старопрамена». За это
Читатель, как всегда, прав. Материал «не раскрывает» полную картину. Гамбург настолько многогранный город, что, даже прожив в нем шесть месяцев, я, пожалуй, так и не
Пограничники строги, но справедливы. 15 минут в очереди, и «гостеприимная Финляндия распахивает объятия». В одной очереди и российские машины, и «финики». «Финики»,
А все-таки жизнь улучшается! Несмотря на все мрачные прогнозы, становятся лучше не только машины, но и водители. Все чаще мы стали мигать друг другу аварийкой в знак