В чем коварство чешских дорог?
В закладки
![В чем коварство чешских дорог? В чем коварство чешских дорог?](http://autochel.ru//_i/news/c/regions/74/auto/2009/11/stop26/1_250.jpg)
Чехия напрягает своими «недокормленными» дорогами, дорогущим бензином и изобилием пивных, которые искушают тебя сесть за руль после стаканчика «Старопрамена». За это можно «угореть» на 50 тысяч рублей, и это минимум. Но обо всем по порядку.
Есть мнение, что где-то там, за горизонтом жизнь намного лучше и дороги ровнее. Вот мы в Чехии, и, представьте, дороги так себе. Перестук колес по заплаткам сменяется виброзвонком брусчатки, переходящим в шлепки на поперечных стыках. Не Копейское шоссе весной, но и не стекло.
А еще многие трассы здесь издевательски узкие – у нас это называется полосой, у них – дорогой с двусторонним движением: бок о бок встанет разве что арба и мотоцикл. Как чехи разъезжаются? Никак: одна машина съезжает на обочину, вторая осторожно огибает ее. Один раз на дороге, причем не самой узкой, встретились автобус и фура, и десять минут рядились, кому проще сдавать назад. Грузовик уступил.
Зато разметка и знаки в Чехии действительно образцовые, с логичной дислокацией и всегда видимые – Евросоюз. А с навигатором едешь почти расслабленно.
![В чем коварство чешских дорог? В чем коварство чешских дорог?](http://autochel.ru//_i/news/c/regions/74/auto/2009/11/stop26/2_250.jpg)
Петля
![В чем коварство чешских дорог? В чем коварство чешских дорог?](http://autochel.ru//_i/news/c/regions/74/auto/2009/11/stop26/3_250.jpg)
Пусть она позиционируется как горячий хетчбэк (вернее, лифтбэк), но свои 200 л. с. использует в миротворческих целях, а не ради забиячества. Да и поступь у нее отнюдь не солдатская. Из четырех моделей Skoda, которые мы попробовали в Чехии (Yeti, Superb, Octavia RS и Scout), именно «эрэску» я бы назвал лидером по ездовому комфорту. Вроде бы и подвеска у нее а-ля Golf GTi, и шины самые низкопрофильные, а вибраций на нижний торец водителя приходит меньше всего. Удивительно.
А может, она размякла? На дорогах общего пользования спортивных ноток не чувствуешь. Ну, сиденья чуть интимнее, ну, мотор повеселее, а так – вменяемый автомобиль. Даже чересчур вменяемый. Еще и с багажником больше, чем у любого конкурента.
«Шкодовцы» пообещали выезд на испытательный полигон с трассой для «отжига». Воображение нарисовало широченную бетонную площадку, конусы и бесконечные зоны безопасности. А еще нервного инструктора на пассажирском сиденье, напевающего: «Помалу, помалу, будьте ласковы...»
![В чем коварство чешских дорог? В чем коварство чешских дорог?](http://autochel.ru//_i/news/c/regions/74/auto/2009/11/stop26/4_250.jpg)
Не знаю, как остальные, на первых кругах я не мог заставить себя ехать быстро. Octavia RS легко набирает скорость, и здесь это особенно ощутимо из-за узости коридора. Я думаю, хотя бы раз все участники теста оказались в ситуации, когда поворот уже нарисовался во всю ширь, а скорость, увы, непроходная.
Через несколько кругов начинаешь смелеть и получать удовольствие. Octavia RS хороша своей предсказуемостью и точными, но мягкими реакциями. Ее не надо «класть» в каждом повторе, скорее, она любит текучую манеру, когда вы плавно нагружаете передние колеса торможением, плавно встаете на дугу, плавно ускоряетесь. И при этом несетесь по просеке с оголтелостью ртутного шарика.
![В чем коварство чешских дорог? В чем коварство чешских дорог?](http://autochel.ru//_i/news/c/regions/74/auto/2009/11/stop26/5_250.jpg)
Кстати, репутацию самых отчаянных и рисковых пилотов заслужили челябинцы из программы «Автолига» – увидеть, как это было, вы можете на канале ОТВ в воскресенье (29 ноября, 19:40).
Почём Европа?
![В чем коварство чешских дорог? В чем коварство чешских дорог?](http://autochel.ru//_i/news/c/regions/74/auto/2009/11/stop26/6_250.jpg)
А на самом деле? Я зашел в автосалон Skoda в Млада Болеславе – городе, где расположена штаб-квартира и один из заводов Skoda. Там выставлена Octavia 1,6 (102 л. с.) в комплектации Ambiente за 439 900 чешских крон (примерно 748 тысяч рублей). Для сравнения, в компании «Легион-Моторс» эту же машину предлагают за 645 тысяч рублей.
Может, уровень доходов у чехов в разы выше нашего? Не совсем. К примеру, зарплата на заводе Skoda действительно неплохая – в среднем 29 тысяч крон (50 тысяч рублей). Но в Европе автопром – престижная сфера деятельности, а за пределами завода зарплаты составляют 10-13 тысяч крон (17-22 тысячи рублей), иногда меньше. В принципе, тоже неплохо, но не запредельно.
Тем более бензин стоит около 30 крон за литр (50 рублей). При среднем расходе 10-12 л/100 км и годовом пробеге 20 тысяч км расходы на топливо съедают полугодовую зарплату жителя чешской глубинки.
Штрафы за нарушение правил тоже впечатляют. Превышение скорости выльется в сумму до 5000 рублей, столько же стоит езда без ремня безопасности, в том числе на заднем сиденье. За вождение хотя бы со следами алкоголя в крови в лучшем случае выпишут штраф в 30 000 крон (50 тысяч рублей), в худшем ждет тюрьма на срок до трех лет.
![В чем коварство чешских дорог? В чем коварство чешских дорог?](http://autochel.ru//_i/news/c/regions/74/auto/2009/11/stop26/7_250.jpg)
Безлимитных дорог в Чехии нет, но и 130 км/час – скорость приятная, тем более многие едут чуть быстрее. Первое время чувствуешь себя советским туристом у шведского стола: накладываешь еду и озираешься – не выскочит ли сторож с нагайкой?
Автомобильный портрет страны определяется экономическими факторами. Самая популярная машина – Skoda, много юзаных экземпляров предпредыдущих поколений, много дизелей. Мало машин громоздких, прожорливых, дорогих и чересчур быстрых. Но это относится к чешской глубинке: Прага, как и Москва, держится особняком.
Танец с роботами
![В чем коварство чешских дорог? В чем коварство чешских дорог?](http://autochel.ru//_i/news/c/regions/74/auto/2009/11/stop26/8_250.jpg)
Superb – это единственная машина, где меня не тянуло за руль – сядешь на задний ряд, достанешь ноутбук, и... как жаль, что уже приехали.
В Млада Болеславе выпускают Skoda Octavia и Fabia, причем производство самого полного цикла, как на АвтоВАЗе. Здесь льют и точат, штампуют и варят, красят и собирают: на входе «железо», на выходе – машина.
Качество калужских «Шкод» хуже, чем чешских? Или лучше? Сами шкодовцы отвечают уклончиво: система контроля едина для всех. Но вот какие выводы я сделал для себя. Во-первых, на завод в Калуге моторы и трансмиссии приезжают в готовом виде. Во-вторых, автоматизация сварки кузовов и окраски даже выше, чем в Чехии. В-третьих, на том же чешском заводе трудится много вьетнамцев, и трудится хорошо: достойный уровень зарплат заставляет их держаться за работу. Национальность сборщиков и сварщиков – не самый решающий фактор, когда речь идет о формализованном конвейерном производстве. Важнее желание человека учиться, поэтому на калужский завод не берут людей, скомпрометировавших себя причастностью к российскому автопрому. По моим грубым прикидкам, никаких особых противопоказаний для приобретения калужских «Шкод» нет.
![В чем коварство чешских дорог? В чем коварство чешских дорог?](http://autochel.ru//_i/news/c/regions/74/auto/2009/11/stop26/9_250.jpg)
В Млада Болеславе есть музей Skoda, и если будете в Чехии – заходите. Вот одно из русскоязычных посланий в книге отзывов: «Спасибо музею – теперь моя жена меня понимает лучше. Поехали в Чехию на свадебное путешествие, пришли в музей, и теперь она болеет машинами так же, как и я».
![В чем коварство чешских дорог? В чем коварство чешских дорог?](http://autochel.ru//_i/news/c/regions/74/auto/2009/11/stop26/10_250.jpg)
А началось все с казуса, произошедшего еще в 1895 году. Тогда местный «умелец» продал господину Клементу велик, у которого то и дело слетала цепь. Вацлав попытался отремонтировать байк по гарантии, но изготовитель на него как бы начхал (знакомо?). Чех не стал заваливать велосипедного мастера рекламациями, а в содружестве с изобретателем Вацлавом Лаурином основал собственное производство велосипедов. Через пять лет они уже придумали свой мотоцикл, потом – трицикл, а там и автомобиль. 24 ноября 2009 года компания отметила 110-летие со дня рождения первого двигателя Skoda, естественно, мотоциклетного.
Мы привыкли считать Skoda подразделением Volkswagen, однако чешская марка состоялась как мировой производитель задолго до вступления в семью Volkswagen в 1991 году.
Кстати, Skoda в Чехии – это не только машины. По центру Праги, например, ходят симпатичные, похожие на сигары трамваи Skoda.
Where? Everywhere!
![В чем коварство чешских дорог? В чем коварство чешских дорог?](http://autochel.ru//_i/news/c/regions/74/auto/2009/11/stop26/11_250.jpg)
Но на лекалах чешских дорог восприятие иное. Здесь важна определенная острота управления, минимальные крены, возможность скорректировать ошибку, если поворот вдруг оказался длиннее и круче, чем ты думал. В принципе, некоторые современные паркетники обладают почти легковой управляемостью, но у Octavia Scout она вообще легковая. Подвеска тут помягче, чем у RS, и оттого на неровностях появляются легкие покачивания. Но когда на горных участках пойдет дождь, полный привод станет неплохим подспорьем на крутых склонах и при разъездах со встречными машинами, требующих съезжать на скользкую обочину.
Теперь о праздном. Из всех заведений, что мы посетили в Чехии, наибольшее впечатление произвела средневековая таверна, где сводчатые потолки отливают свечной копотью, а мясо и маринованные огурцы подают в огромных тазах. Здесь ходят чумазые девушки-попрошайки, гогочущие цыганки, а официанты в кафтанах умеют пошутить в средневековом стиле. Подхожу к одному из них и пытаюсь перекричать какофонию волынки: «Toilet?» Он делает озабоченное лицо: «О... Это вам надо выйти на улицу...» Я киваю: «Ага. А там где?» Он наклоняется к моему уху: «Везде». И ржет. Что возьмешь – деревня. Я, кстати, поверил.
А туалет в привычном смысле слова у них все-таки был, просто парень решил меня проветрить (или снять скрытой камерой?)
Златый ад
![В чем коварство чешских дорог? В чем коварство чешских дорог?](http://autochel.ru//_i/news/c/regions/74/auto/2009/11/stop26/12_250.jpg)
На подступах к столице чувствуешь легкий тремор: не заблудиться бы в паутине улочек-старушек в возрасте под 1000 лет. Но все Skoda были оснащены навигаторами, о которых я вспоминаю с особой теплотой. Они как хорошие адвокаты: десять раз предупредят, а если все-таки сбился с пути – вернут на правильную дорогу.
Опасения насчет пражских улочек оправдались. Ведущий «Автолиги» Алексей Сторожилов попросил меня прокатиться по центру для съемок. Мы доехали до живописного переулка, Алексей забежал вперед с камерой, я проехал мимо. Дальше следовало остановиться и подобрать Алексея. Не тут-то было: справа – стена, слева – знак запрета остановки, перед которым (но не за ним) сгрудились машины. Жерло улицы сужается до ширины Yeti, а сзади подпирают пражане на дизельных «Шкодах» и «Фордах». Повернул налево в мощеный переулок. С двух сторон машины припаркованы елочкой с такими зазорами, что урони яблоко – застрянет. Yeti лязгнул подвеской на ступеньках лежачего полицейского, я ринулся было направо – но там встречка односторонней дороги. Повернул налево – мест для парковки все равно нет. Пульс подскочил до 180 ударов в минуту. Где я?
В общем, Прага готова засосать любого незадачливого туриста, и ездить «на дурачка» здесь сложно и нервно.
![В чем коварство чешских дорог? В чем коварство чешских дорог?](http://autochel.ru//_i/news/c/regions/74/auto/2009/11/stop26/13_250.jpg)
А как же пиво? Многие едут в Чехию, чтобы попробовать настоящую «Крушовицу», «Пильзнер», «Будвайзер» или менее известные сорта «Браник», «Пиврнец», «Радегаст» и еще полсотни названий. Пиво здесь ценится не за градус, а за плотность, и в Праге можно попробовать пиво с плотностью 33%, которое варят в пивоварне U medvidku – по крепости оно, как вино.
Если честно, на меня местное пиво не произвело сногсшибательного впечатления. Может быть, сказался недостаток опыта, но почувствовать разницу между чешским разливным и тем, что продается в России (например, Krusovice), я не смог. Еще я не люблю горькое пиво, а это один из атрибутов чешских сортов – хмель кладут, не скупясь. Впрочем, не буду навязывать мнение – многие после чешского пива не могут пить российское бутылочное в принципе. Как обычно, это дело вкуса.
![В чем коварство чешских дорог? В чем коварство чешских дорог?](http://autochel.ru//_i/news/c/regions/74/auto/2009/11/stop26/14_250.jpg)
Здесь есть метро, но развито и трамвайное сообщение. Причем трамваи, как и дома, разновозрастные – от допотопного старичка без дверей (со старичком-официантом внутри) до трехзвенных трамваев Skoda, похожих на японские скоростные поезда.
О каком автомобиле я вспомнил утром накануне отъезда, посетовав, что нельзя прокатиться еще? О Skoda Octavia RS с дизелем. «Вкус» у нее мягкий, а «градус» крепкий – как раз мое любимое сочетание.
Когда ехали в автобусе к аэропорту, увидел пакет со «шкодовским» девизом: Simply Clever. Мозг бессознательно перевел: «Skoda – просто клёво».
Реально клёво.
Сайт Autochel.ru благодарит компанию «Легион-Моторс», официального дилера Skoda в Челябинске, за организацию поездки.
![В чем коварство чешских дорог? В чем коварство чешских дорог?](http://autochel.ru//_i/news/c/regions/74/auto/2009/11/stop26/27_legion.jpg)
Статья опубликована в разделах: Новости / Автоновости
Комментарии (0)
![Чем Чехия коварна для автомобилиста](/templates/flatty/dleimages/no_image.jpg)
Она коварна своими «недокормленными» дорогами, дорогущим бензином и изобилием пивных, которые искушают тебя сесть за руль после стаканчика «Старопрамена». За это можно
![Обратно!](/templates/flatty/dleimages/no_image.jpg)
Читатель, как всегда, прав. Материал «не раскрывает» полную картину. Гамбург настолько многогранный город, что, даже прожив в нем шесть месяцев, я, пожалуй, так и не
![День третий – Финляндия](/templates/flatty/dleimages/no_image.jpg)
Пограничники строги, но справедливы. 15 минут в очереди, и «гостеприимная Финляндия распахивает объятия». В одной очереди и российские машины, и «финики». «Финики»,
![Вступай в сообщество «Вежливых водителей» – нас будет много!](/templates/flatty/dleimages/no_image.jpg)
А все-таки жизнь улучшается! Несмотря на все мрачные прогнозы, становятся лучше не только машины, но и водители. Все чаще мы стали мигать друг другу аварийкой в знак