» » «Опять двойка!»

«Опять двойка!»
11.11.2008 1 832 0

«Опять двойка!»

Наука и учеба
В закладки
«Я не знаю, что делать, просто необходим грамотный совет: Слава, мой сын, вроде бы достаточно смышленый мальчик, который никак не производит впечатление ребенка со сниженными умственными способностями, но к учебе относится спустя рукава, уже устала с ним разговаривать на эту тему. Может быть, всему виной пресловутый переходный возраст? Уже не знаю, что думать. В чем причина того, что сын так спокойно относится к собственной неуспеваемости? С уважением, Ольга Никифорова».
Такое письмо пришло в редакцию Cheldiplom.ru. Неуспевающие ученики, или попросту двоечники есть в любой школе. Они головная боль родителей, над ними смеются одноклассники, они вызывают раздражение учителей. Но, несмотря на все имеющиеся у неуспевающего ребенка проблемы, порой кажется, что они его абсолютно не интересуют. Чем же можно объяснить такое поведение и как превратить такого школьника в заинтересованного в учебе человека, мы поинтересовались у психолога-консультанта института организационного и личностного развития Елены Сыркиной.
Елена, что такое вообще школьная неуспеваемость?
– Школьная неуспеваемость – это невозможность ребенком усваивать школьную программу на базовом уровне. Если среди оценок преобладают двойки, то можно говорить о стойкой неуспеваемости.
Какие причины неуспеваемости выделяет современная психология?
– Что касается причин, то они довольно многообразны. Их можно разделить на биологические, социальные и эмоциональные. Давайте рассмотрим по порядку.
К биологическим причинам можно отнести общую задержку психического развития. Такие ученики вялые, неактивные, заторможенные. Такие дети в контакт вступают медленно, не сразу понимают, чего от них хотят. Крупная и мелкая моторика у них обычно не развита, из-за чего движения их довольно неуклюжи. Часто отвлекаются, и если уж отвлеклись, с трудом возвращаются обратно. Такие дети недостаточно критичны, можно даже сказать – неадекватны. Могут чувствовать издевки одноклассников, но в силу сниженной критики не способны ответить. Для педагогов такой ребенок удобен: он не проказничает, зависим от взрослых, следует за ними по пятам, исполнительный, любит помогать в классе. С трудом выполняет задания по всем предметам. Если в начальной школе такой ученик может и удовлетворять требованиям образовательной школы, особенно по поведению, то с возрастом усиливается именно учебная несостоятельность ребенка.
Что могут сделать в такой ситуации учителя и родители? Как помочь?
– Задача педагогов, родителей и психолога – подобрать образовательную программу, с которой ребенок справится. Этим занимается психолого-медико-педагогическая комиссия. Кроме того, ученик нуждается в помощи узких специалистов: дефектолога, логопеда, психиатра.
Чем еще можно объяснить школьную неуспеваемость ребенка?
– Несформированностью регуляторных функций: произвольности запоминания, произвольности внимания. Такой ребенок, как правило, импульсивен в поведении. При этом физические параметры его развития в целом соответствуют возрасту. Поведение ребенка может становиться неуправляемым даже взрослыми. Ребенок легко отвлекается, не соблюдает «инструкций» взрослого. Для выполнения заданий такой ученик нуждается как во внешней мотивации, так и в промежуточном контроле. Работоспособность снижена, темп деятельности из-за неумения концентрировать внимание может колебаться. В силу импульсивности оказывается сниженной и адекватность поведения, особенно когда ребенок утомлен. При этом он затрудняется оценить результаты своей деятельности.
Такой ученик – двоечник не всегда. При правильно организованных условиях (внешняя мотивация, показательный пример взрослых, контроль за результатами) можно надеяться на успешное обучение.
Кроме того, к этой же категории относятся дети со слабым здоровьем. Причем школьная зрелость, интеллектуальное развитие таких детей не вызывает сомнений. Но частые пропуски занятий из-за болезни, высокая утомляемость приводит к тому, что ребенок не способен сосредоточиться, часто отвлекается. Кроме пробелов в программном материале, такие дети могут испытывать трудности во взаимодействии с одноклассниками. Такие дети нуждаются в специальном режиме и реабилитационных мероприятиях.
Вы говорили про три вида причин, по которым возникает нежелание ребенка учиться. Что можно отнести к социальным причинам?
– Социальные причины – это в первую очередь педагогическая запущенность ребенка. И вовсе не обязательно, что такая проблема возникает в неблагополучных семьях, где есть родители-алкоголики, наркоманы. Педагогическая запущенность встречается и в полнее благополучных, даже обеспеченных семьях. Родители в таких семьях не обращают на развитие ребенка никакого внимания, не готовят к школе. Ребенок зачастую не знает, как его фамилия, где он живет. Ко мне на прием привели малыша четырех лет. Его забрали у мамы. Мама молодая, интересная девушка, не алкоголик, не наркоман, имеет работу, занимается устройством своей личной жизни. И это хорошее желание, но при этом страдает ребенок: он предоставлен сам себе. Ко мне он попал в сильно запущенном состоянии: не умел толком говорить, нужна была помощь логопеда, не умел держать правильно ложку, про карандаши с красками вообще не знал, что это такое.
У таких детей даже не сформированы навыки учебной деятельности, отсутствует школьная мотивация.
Еще одной социальной причиной является плохое обучение в школе. На самом деле, очень многое зависит от профессионализма педагога, его умения увидеть ребенка, разглядеть в нем потенциал, мотивировать на познание. Непрофессионализм учителя, его личные проблемы, которые он может проецировать на ребенка, вызывают нарастание напряженности между педагогом и учеником, педагогом и родителями. Страдает в этой ситуации ребенок. В начальной школе авторитет педагога высокий, дети ориентируются на мнение учителя. И если учитель нелицеприятно отзывается об ученике, то это, как правило, становится мнением класса. Такой ребенок может стать изгоем, его могут дразнить, не давать проходу. У него нет друзей, и в итоге он не хочет ходить в школу, постоянно испытывает напряжение, страдает успеваемость.
И, наконец, что подразумевается под эмоциональными причинами?
– Личный конфликт между учителем и учеником. Причиной таких конфликтов может быть что угодно. Даже самое простое несовпадение темпераментов. Например, учительница холерик, быстро загорается, держит высокий темп работы в классе, может за один урок и поругать, и похвалить одного и того же ученика. А если ученик флегматик, он будет страдать от темпа урока, от предложенного стиля взаимодействия. Но это самый безобидный пример. Чаще педагоги испытывают раздражение к тем ученикам, которые не вписываются в их представления об идеальном ученике. Педагоги могут эмоционально выгореть, и тогда снижается уровень толерантности к иному мнению, растет раздражительность, стремление уйти от лишнего напряжения.
Помню: привела Сашу – второклассника – ко мне на прием учительница. Педагог в гневе предъявляет к ребенку претензии – ребенок упрямый, дерзит, на замечание может швырнуть в нее тетрадкой, в классе отказывается делать задания. Саша стоит зареванный, но в глазах светится огонек упорства. Конфликт между ними затяжной, его можно назвать упорным противостоянием, с конфронтациями. Начинаем разбираться. Действительно, у Саши есть определенные трудности в обучении, но они вполне поправимы. Остаемся с мальчиком наедине, и он мне рассказывает, что не любит учительницу, она все время ставит ему плохие отметки, как бы он ни старался. Показывает дневник, а там четыре единицы за один день!!!
Чем можно помочь ребенку, как преодолеть детские проблемы школьной успеваемости?
– Самое важное – правильно установить причину школьной неуспеваемости. Для этого необходимо общение, как с педагогом, так и со специалистом. В зависимости от установленных причин будет строиться и тактика помогающих мероприятий.
Этой точки зрения придерживается и начальник городского управления образованием Александр Кузнецов: «Самое первое, что следует выяснить – по какой причине ребенок стал неуспевающим. Причин ведь очень много: начиная от органического поражения мозга ребенка, семейных неурядиц, социальной дезориентации до переходного возраста. Возраст, кстати, очень весомая причина неуспеваемости. Практика показывает, что большинство неуспевающих – эти дети переходного возраста, переживающие сейчас много изменений: от гормональных до изменений в интересах. Подростка перестают волновать учеба и успеваемость, все его интересы переключаются на компанию, друзей. Исходя из причин и условий воспитания ребенка ищем соответствующий выход из ситуации. Если неуспеваемость ребенка обусловлена не проблемами со здоровьем, то ее преодоление – задача вполне решаемая. Неуспевающие дети были всегда, и педагогика достаточно давно выработала методы исправления детской неуспеваемости. Главное – разобраться с причинами».
Директор гимназии №76 Людмила Алферова убеждена: «На самом деле нет единого совета, как из неуспевающего ребенка сделать отличника, ведь здесь все зависит от причин, которыми было вызвано такое поведение ученика. Каждый ребенок несчастлив по-своему: возможно, у него в семье не все гладко. Если же семья благополучная, необходимо правильно мотивировать учащегося: необходимо, чтобы он увлекся каким-нибудь делом для начала. Возможно, это будет кружок-секция. Так у него появляется любимое дело, далее его нужно вести, планировать его день, занятия, так как неуспевающие дети, как правило, этого самостоятельно делать не умеют. Можно попробовать постепенно «превращать» двоечника в хорошиста таким способом: сегодня мы говорим ему: «Ты можешь каждый день носить тетради в школу?» Он говорит: «Да, могу» – и носит. Следующий этап – домашнее задание. Мы спрашиваем: «Можешь ли ты каждый день делать домашнее задание и получать за него хорошие отметки?» – «Да, могу». А когда у ребенка появляются первые хорошие оценки, практика показывает, что стараться он начинает еще больше».
В том случае, если выявлены нарушения каких-то определенных функций, например памяти, внимания, восприятия, мышления, необходимы специальные коррекционные занятия для тренировки отстающих в развитии функций. Такие занятия могут проводить и сами родители, и специалисты (психолог, дефектолог, логопед).
Не нужно ругать такого ребенка за двойки по письму. Показывать ребенку его сильные качества (это важно для всех детей). Ребенок не становится сильнее или умнее, если ему все время указывать на его недостатки. Дети всегда стремятся вести себя так, как ожидают от них значимые взрослые – мама, папа, бабушки, дедушки, братья и сестры.
Если ребенок не любит учиться, а познавательные интересы у него не сформированы, то ему нужно найти занятие, которое покажется ему увлекательным и разовьет стремление к новым знаниям. В любом случае, родители должны помогать ему в этом.
Заместитель директора МОУ СШ №62 Татьяна Антипова считает, что перевоспитывать неуспевающих детей нужно непременно в содружестве с родителями. Обязательно нужна родительская заинтересованность в процессе становления ребенка. «В нашей школе мало неуспевающих учеников именно потому, что мы действуем вместе с родителями, – говорит она. – Помимо родительского участия здесь очень важна заинтересованность самого ребенка, а ее порой создать бывает непросто. Неуспевающие дети у нас находятся под присмотром классных руководителей, которые максимально стараются вовлечь их в учебный процесс, в научно-исследовательскую деятельность, хотя бы по одному предмету, и что интересно, позднее приходит заинтересованность ребенка всеми остальными предметами, что, конечно же, радует! Хочется обратить внимание родителей на то, что наказание в данном случае – не метод коррекции ситуации, это абсолютно недопустимо: ребенок вообще перестанет интересоваться школой».
Если ребенок музыкален, пусть занимается музыкой. Если подвижен, гиперактивен – пусть танцует, занимается спортом. Если флегматичен, пусть занимается авиа- или судомоделированием, строгает, пилит, паяет, шьет, вяжет или лепит горшки в соответствующей студии или секции.
Если ребенок плохо учится в начальной школе, не нужно ругаться с учительницей. Лучше от этого не станет. Что бы ни говорил вам педагог, даже если вы с ним категорически не согласны, никогда не спорьте! Лучше занять позицию «мы вместе против нашей проблемы». Главное, что должны сделать взрослые, – это обеспечить ребенку ощущение успеха.
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Как ужиться с непоседой
Как ужиться с непоседой
Как ужиться с непоседой
09.11.09 Наука и учеба
Непослушные дети и непоседы есть в каждом классе, и сверстникам ужиться с ними бывает непросто. Но гораздо труднее приходится их родителям, которые не всегда знают, как
Частные школы Челябинска: цена вопроса
Рано или поздно перед каждым родителем встает выбор: в какую школу отдать своего малыша? Ведь на много лет она должна стать вторым домом для ребенка, поэтому ему должно
Кризис пятого класса
Кризис пятого класса
Кризис пятого класса
21.10.08 Наука и учеба
Очень часто случается такое, что родители, пытаясь сделать из своего сына или дочери успешного и преуспевающего человека, забывают о том, что ребенку в первую очередь
Дружить по указке
Дружить по указке
Дружить по указке
14.10.08 Наука и учеба
Школьное время наполнено психологическими проблемами различного характера, довольно сложными как для детей, так и для их родителей. Никто не в силах преодолеть конфликты
Не лишайте ребенка детства!
Не лишайте ребенка детства!
Не лишайте ребенка детства!
07.10.08 Наука и учеба
С таким призвом обратилась в редакцию СhelDiplom.ru мама пятиклассника одной из общеобразовательных школ Челябинска. «...Я, взрослая женщина, ненавижу лицеи и гимназии...
Заигрался и угодил под колеса
Современным детям расти сложнее: изобилие машин подвергает их здоровье и жизнь угрозе. Нередко даже в тупиковом дворе ребенок рискует: водитель...

Chel-week