Авторынок России: плохо? Будет хуже...
В закладки
Январь всегда был мертвым месяцем с точки зрения продаж автомобилей, но этот январь оказался еще «мертвее» – по данным Ассоциации европейского бизнеса, в сравнении с аналогичным месяцем прошлого года продажи новых автомобилей в России упали ровно на треть (с учетом отечественных марок), вернувшись к уровню 2007 года.
Если полгода назад лишь одна-две марки умудрялись показывать отрицательную динамику продаж, то сейчас ни один бренд не может похвастаться ростом продаж, и наименее пострадавшей компанией пока остается Honda, которая потеряла лишь 2%. Однако не сделайте ошибки – дело не в стабильности спроса, а в дефиците «хонд», имевшем место в начале прошлого года. При этом ряд компаний потеряло почти половину своих объемов продаж: Hyundai недосчитался 48%, KIA – 44%, Lada – 38%, Opel – 34%, Toyota – 31%.
«Падение наших продаж сопоставимо с общероссийским уровнем, реализация в январе снизилась примерно на 50%, – не скрывает руководитель отдела маркетинга и рекламы ООО «Автоальянс» Артур Косенюк. – Это связано в первую очередь с перебоями в поставках автомобилей. Под заказ мы не работаем, а склады практически пустые. Такая ситуация сложилась в связи с временной остановкой конвейеров Таганрогского и Ижевского автозаводов, которые производят автомобили KIA и Hyundai. Сейчас их зимние каникулы закончились, производство возобновилось. Между тем спрос на наши бренды на прежнем уровне, особенно если учесть, что цена автомобилей FIAT и SsangYong с 2008 года не поднималась, а стоимость KIA и Hyundai повысилась на символические 5-10%, то есть 15-20 тысяч рублей».
Но дно еще не достигнуто. Сегодня мощным стимулом к покупке является ожидание резкого подорожания автомобилей, поэтому многие россияне, имевшие сбережения и мечтавшие о машине, спешат оформить сделку. К примеру, если цена на Toyota Yaris 2008 года с учетом всех скидок начиналась от 441 тысячи рублей, то по новым прайсам составляет аж 608 тысяч! В прошлом году за эти деньги можно было взять хорошо укомплектованный автомобиль гольф-класса с двухлитровым мотором, а теперь – малолитражку в базовой комплектации. Причем о коррекции рублевых прайсов или переходе на долларовые цены заявили почти все авто производители, не исключая АвтоВАЗ.
Поэтому прогнозы на 2009 год пессимистичны: в лучшем случае продажи упадут на 30%, а может быть, и на все 50... Когда автосалоны окончательно перейдут на новые прайсы, а накопления россиян будут растрачены, автомобиль снова превратится в роскошь, доступную немногим.
«По итогам января продажи автомобилей Ford оказались на таком же уровне, что и в прошлом году, – сообщил генеральный директор компании «Планета Авто» Андрей Кольцук. – Но сразу нужно оговориться, что этот бренд не отражает общей тенденции, поскольку в прошлом году у нас на тот период были проблемы с поставкой автомобилей. Однако ближайшие два месяца мы не ожидаем серьезного падения продаж, думаю, Ford лучше других брендов подготовлен к работе в нынешней ситуации. У нас хороший ликвидный склад, кроме того, производитель дал очень неплохие условия для продаж – на рост цен наложен мораторий до первого марта. По моим оценкам, самый сложный период для автомобильного бизнеса наступит весной и продлится вплоть до июля. У дилеров закончатся запасы, склады опустеют, произойдет переоценка автомобилей. Вследствие этого, думаю, всем дилерам не избежать стагнации».
Впрочем, многое будет зависеть от экономических факторов: цены барреля нефти, состояния кредитных организаций и так далее. Если эффективно заработает схема «путинских кредитов» и АвтоВАЗ не задерет цены, возможно смещение спроса в пользу недорогих автомобилей, в частности Lada Priora и Kalina. Впрочем, этому могут помешать совершенно иные обстоятельства: крупнейший российский автозавод остался без оборотных средств, что вынудило его расплачиваться с поставщиками векселями, из-за чего некоторые партнеры (в частности ОАО «Балаковорезинотехника») прекратили поставку продукции на конвейер АвтоВАЗа или готовятся это сделать. По официальной версии, недоукомплектованные автомобили не выходят за стены завода, таким образом, дилеры пока распродают автомобили 2008 года выпуска, причем без ощутимых скидок, что наверняка тормозит спрос. Когда завод возобновит полноценный выпуск машин – неясно.
В любом случае, прогнозировать хотя бы минимальный рост авторынка по итогам 2009 года сегодня не берется никто. Резкое сокращение продаж наверняка больно ударит по дилерам, многие из которых сделали значительные инвестиции в расширение торгово-сервисных мощностей, что было необходимо в условиях стремительного роста рынка (напомним, что по итогам первых месяцев 2008 года увеличение продаж составило +40%). Теперь эти инвестиции, равно как и расширение штатов, оказались ненужными, и дилеры будут сокращать сотрудников, а может быть, продавать активы. Не исключено, что нас ждет эпидемия банкротств.
Впрочем, несмотря на падение продаж челябинские дилеры не намерены отказываться от амбициозных проектов развития. «Мы продолжаем реконструкцию салонов Volvo и Land Rover, а также строительство еще одного салона Ford в Ленинском районе, – говорит Андрей Кольцук. – Проанализировав ситуацию, мы выяснили, что проще все-таки его достроить, чем заморозить уже вложенные туда миллионы».
Кризис не миновал и Европу, где продажи автомобилей в январе 2009 года упали на 26%. Для многих европейских стран, например Германии, автомобилестроение является стратегически важной отраслью, на которую замкнуты многочисленные сектора экономики, поэтому правительство прилагает усилия для стимулирования продаж. Например, в Германии начала действовать программа, согласно которой владелец подержанного автомобиля получает 2500 евро, если сдаст свой «раритет» в металлолом. На эти цели выделено 1,5 миллиарда евро – для сравнения, российское правительство планирует потратить на «путинские кредиты» 2 миллиарда рублей (около 50 миллионов евро). Немцы с энтузиазмом отнеслись к нововведению и бросились менять подержанные машины на недорогие малолитражки, из-за чего на ряд моделей даже образовалась очередь.
Статья опубликована в разделах: Новости / Автоновости
Если полгода назад лишь одна-две марки умудрялись показывать отрицательную динамику продаж, то сейчас ни один бренд не может похвастаться ростом продаж, и наименее пострадавшей компанией пока остается Honda, которая потеряла лишь 2%. Однако не сделайте ошибки – дело не в стабильности спроса, а в дефиците «хонд», имевшем место в начале прошлого года. При этом ряд компаний потеряло почти половину своих объемов продаж: Hyundai недосчитался 48%, KIA – 44%, Lada – 38%, Opel – 34%, Toyota – 31%.
«Падение наших продаж сопоставимо с общероссийским уровнем, реализация в январе снизилась примерно на 50%, – не скрывает руководитель отдела маркетинга и рекламы ООО «Автоальянс» Артур Косенюк. – Это связано в первую очередь с перебоями в поставках автомобилей. Под заказ мы не работаем, а склады практически пустые. Такая ситуация сложилась в связи с временной остановкой конвейеров Таганрогского и Ижевского автозаводов, которые производят автомобили KIA и Hyundai. Сейчас их зимние каникулы закончились, производство возобновилось. Между тем спрос на наши бренды на прежнем уровне, особенно если учесть, что цена автомобилей FIAT и SsangYong с 2008 года не поднималась, а стоимость KIA и Hyundai повысилась на символические 5-10%, то есть 15-20 тысяч рублей».
Но дно еще не достигнуто. Сегодня мощным стимулом к покупке является ожидание резкого подорожания автомобилей, поэтому многие россияне, имевшие сбережения и мечтавшие о машине, спешат оформить сделку. К примеру, если цена на Toyota Yaris 2008 года с учетом всех скидок начиналась от 441 тысячи рублей, то по новым прайсам составляет аж 608 тысяч! В прошлом году за эти деньги можно было взять хорошо укомплектованный автомобиль гольф-класса с двухлитровым мотором, а теперь – малолитражку в базовой комплектации. Причем о коррекции рублевых прайсов или переходе на долларовые цены заявили почти все авто производители, не исключая АвтоВАЗ.
Поэтому прогнозы на 2009 год пессимистичны: в лучшем случае продажи упадут на 30%, а может быть, и на все 50... Когда автосалоны окончательно перейдут на новые прайсы, а накопления россиян будут растрачены, автомобиль снова превратится в роскошь, доступную немногим.
«По итогам января продажи автомобилей Ford оказались на таком же уровне, что и в прошлом году, – сообщил генеральный директор компании «Планета Авто» Андрей Кольцук. – Но сразу нужно оговориться, что этот бренд не отражает общей тенденции, поскольку в прошлом году у нас на тот период были проблемы с поставкой автомобилей. Однако ближайшие два месяца мы не ожидаем серьезного падения продаж, думаю, Ford лучше других брендов подготовлен к работе в нынешней ситуации. У нас хороший ликвидный склад, кроме того, производитель дал очень неплохие условия для продаж – на рост цен наложен мораторий до первого марта. По моим оценкам, самый сложный период для автомобильного бизнеса наступит весной и продлится вплоть до июля. У дилеров закончатся запасы, склады опустеют, произойдет переоценка автомобилей. Вследствие этого, думаю, всем дилерам не избежать стагнации».
Впрочем, многое будет зависеть от экономических факторов: цены барреля нефти, состояния кредитных организаций и так далее. Если эффективно заработает схема «путинских кредитов» и АвтоВАЗ не задерет цены, возможно смещение спроса в пользу недорогих автомобилей, в частности Lada Priora и Kalina. Впрочем, этому могут помешать совершенно иные обстоятельства: крупнейший российский автозавод остался без оборотных средств, что вынудило его расплачиваться с поставщиками векселями, из-за чего некоторые партнеры (в частности ОАО «Балаковорезинотехника») прекратили поставку продукции на конвейер АвтоВАЗа или готовятся это сделать. По официальной версии, недоукомплектованные автомобили не выходят за стены завода, таким образом, дилеры пока распродают автомобили 2008 года выпуска, причем без ощутимых скидок, что наверняка тормозит спрос. Когда завод возобновит полноценный выпуск машин – неясно.
В любом случае, прогнозировать хотя бы минимальный рост авторынка по итогам 2009 года сегодня не берется никто. Резкое сокращение продаж наверняка больно ударит по дилерам, многие из которых сделали значительные инвестиции в расширение торгово-сервисных мощностей, что было необходимо в условиях стремительного роста рынка (напомним, что по итогам первых месяцев 2008 года увеличение продаж составило +40%). Теперь эти инвестиции, равно как и расширение штатов, оказались ненужными, и дилеры будут сокращать сотрудников, а может быть, продавать активы. Не исключено, что нас ждет эпидемия банкротств.
Впрочем, несмотря на падение продаж челябинские дилеры не намерены отказываться от амбициозных проектов развития. «Мы продолжаем реконструкцию салонов Volvo и Land Rover, а также строительство еще одного салона Ford в Ленинском районе, – говорит Андрей Кольцук. – Проанализировав ситуацию, мы выяснили, что проще все-таки его достроить, чем заморозить уже вложенные туда миллионы».
Кризис не миновал и Европу, где продажи автомобилей в январе 2009 года упали на 26%. Для многих европейских стран, например Германии, автомобилестроение является стратегически важной отраслью, на которую замкнуты многочисленные сектора экономики, поэтому правительство прилагает усилия для стимулирования продаж. Например, в Германии начала действовать программа, согласно которой владелец подержанного автомобиля получает 2500 евро, если сдаст свой «раритет» в металлолом. На эти цели выделено 1,5 миллиарда евро – для сравнения, российское правительство планирует потратить на «путинские кредиты» 2 миллиарда рублей (около 50 миллионов евро). Немцы с энтузиазмом отнеслись к нововведению и бросились менять подержанные машины на недорогие малолитражки, из-за чего на ряд моделей даже образовалась очередь.
Статья опубликована в разделах: Новости / Автоновости
Комментарии (0)
Аналитическое агентство «Автостат» опубликовало список областей, в которых авторынок просел сильнее всего, и Челябинская область – на втором месте по масштабам падения...
Ассоциация европейского бизнеса подвела итоги продаж новых автомобилей в I квартале 2009 года, и результаты получились невеселыми – относительно прошлого года рынок
Агентство «Автостат» подсчитало объемы импорта автомобилей в первый месяц 2009 года и пришло к неутешительным выводам – в некоторых секторах возросшие пошлины и
5 февраля завод «АвтоВАЗ» остановил конвейер. Производство самых критикуемых в России автомобилей прекращено на неопределенный срок. Причиной непопулярной меры стал
В прошлом январе аналитики обещали к концу 2008 года рост рынка иномарок на уровне 30-40%. По сравнению с двумя предшествующими годами, когда продажи машин прибавляли по