ОСАГО не для людей
В закладки
В прошлую пятницу Госдума приняла в первом чтении две невыгодные для автомобилистов поправки к закону об ОСАГО.
Первая связана с утерей товарной стоимости. Какова разница в цене между двумя идентичными машинами, одна из которых была полностью восстановлена после аварии? Иногда эта разница ничтожна, иногда – процентов 10‒20. Но самое главное, эта разница есть. По-научному это называется утерей товарной стоимости (УТС) и является одним из неприятных последствий любой аварии: даже если ремонт был выполнен по высочайшим стандартам, покупать «битую» машину страшновато. И очень часто такая опаска небезосновательна: например, восстановленный кузов все равно уступает по жесткости новому.
До сих пор в законе об ОСАГО не было четких указаний, следует ли относить УТС к страховым рискам. Иногда страховые шли навстречу клиенту, иногда клиенты добавились компенсации УТС через суды. Но Госдума постановила – отныне УТС не относится к страховым рискам. По мнению инициаторов поправок, выплата УТС служила средством для необоснованного обогащения граждан.
«Честно говоря, я «не понимаю», что такое УТС. Понятие «утери товарной стоимости» существует только в методических руководствах оценщиков. Ни в одном федеральном законе оно не прописано. А как можно на законодательном уровне отменить то, чего нет? – комментирует готовящиеся поправки директор челябинского филиала страховой компании «Прогресс-гарант» Андрей Ненашев. – Кроме того, нельзя упускать из вида еще одну деталь. Депутаты Госдумы принимают эти поправки, а ведь между прочим на сегодняшний день действует решение Верховного суда РФ – высшей судебной инстанции, – которое относит УТС к возмещению убытков. Благодаря этому документу уже сложилась прочная судебная практика, позволяющая водителям без труда взыскивать со страховых компаний УТС. Таким образом, если поправки будут приняты, то опять возникнет характерный для нашей страны двойной стандарт. Но, как страховщик, я, конечно, всегда был против выплаты УТС, потому как утрата товарной стоимости авто возникает только в случае его продажи. Задача страховой компании – возместить средства, необходимые для восстановления автомобиля».
«Если вы внимательно прочтете Федеральный закон об ОСАГО, то увидите там в пункте 40 все объяснения, – комментирует консультант страховой компании «Росгосстрах» Валентина Андреева. – Никаких компенсаций за утерю товарной стоимости в законе не было, и как его трактовали на местах, я не знаю».
Есть и вторая неприятная поправка. Теперь при расчете страховых выплат будет учитываться износ автомобиля. В принципе, ничего особого нового в этом нет, страховщики так поступали и раньше, однако сейчас это правило обрело статус закона, чтобы исключить любые толкования.
«Тут снова можно говорить о недогляде наших законодателей, – считает Андрей Ненашев. – Этот вопрос давно четко прописан в Гражданском кодексе (глава 59, статья 1072), поэтому страховые компании выплачивают стоимость с учетом износа».
Кстати, этот пункт весьма противоречив. Допустим, если степень износа автомобиля составляет 25%, страховщик выплатит 75% от стоимости новых деталей и узлов, которые подлежат замене. Но в сервисе вам предложат новые запчасти по их полной стоимости, а кто захочет бегать по разборкам в поисках б/у за 75% стоимости? Очень часто это является вопросом безопасности: к примеру, как оценить надежность дешевой, но уже использованной рулевой рейки? Или предлагается ставить китайские аналоги вместо оригиналов?
Но страховщики не видят трагедии. «Если ваша изношенная, но сломанная в результате аварии деталь стоила к этому времени 100 рублей, то вы их и получите. Деньги на новую, которая стоит 300, вам никто не даст», – заявляет Валентина Андреева.
У страховщиков мощное лобби в думе, и одним из авторов поправок является президент Всероссийского союза страховщиков Александр Коваль. По оценкам специалистов, если учитывать УТС и не учитывать износ деталей, страховые выплаты будут в 1,5 раза выше.
При этом речи о снижении стоимости полиса ОСАГО не идет: наоборот, в Совете Федерации одобрили увеличение с 1 марта базовых тарифов ОСАГО на 30% и введение повышающих коэффициенты нарушителям правил. То есть ОСАГО будет дороже не только для тех, кто попадает в аварии, но и злостным нарушителям с большим количеством административных штрафов.
«На мой взгляд, новые поправки решают неактуальные вопросы, – подытоживает Андрей Ненашев. – На законодательном уровне давно пора заняться настоящими пробелами автострахования. Например, принять единый документ о порядке оценки. Сейчас очень плохо прописано, какой стоимостью оценщики должны руководствоваться в своей работе. Вот и получается, что они могут посчитать запчасти по челябинским ценам, а могут, например, по владивостокским, которые на порядок ниже. И при ремонте машины разницу водителю приходится выплачивать из своего кармана».
Статья опубликована в разделах: Новости / Автоновости
Комментарии (0)
Минфин и Российский союз автостраховщиков (РСА) разрабатывают план повышения тарифов ОСАГО. Наиболее радикальный вариант предполагает рост стоимости полиса на величину
1 ноября вступила в полноправную силу страховая система прямого возмещения убытков при ДТП. Нововведение начало работать с 1 марта этого года, однако воспользоваться им
За последние три-четыре месяца на дорогах города резко возросло количество «битых» автомобилей, на ремонт которых у владельцев просто не хватает денег. Хорошо, если есть
Некоторые российские СМИ распространили информацию о вступлении в силу упрощенной процедуры ОСАГО с 1 декабря 2008 года. На самом деле это не так. Поправки в
Правда, только для инвалидов и пенсионеров. Столичная городская дума предложила депутатам рассмотреть законопроект о внесении поправок в закон об ОСАГО. Суть инициативы