ОСАГО в заплатках
В закладки
С первого марта вступают в силу сразу несколько изменений в закон об ОСАГО. Представители страховых компаний хватаются за голову от грядущего хаоса, а водители с радостью предвкушают упрощение дорожных разборок. Однако при ближайшем рассмотрении поправок оказалось, что автомобилисты в лучшем случае останутся при своих, а в худшем – приобретут немало проблем.
Без ГИБДД не обойтись?
Разбор полетов начнем с одной из самых ожидаемых автомобилистами поправок, разрешающей не вызывать ГИБДД, если водители достигли консенсуса о виновности одного из них, а сумма ущерба случайно пострадавшего не превышает 25 тысяч рублей. Когда изменение в закон только приняли, начались отчаянные споры о том, может ли водитель на глаз оценить, во сколько обойдется устранение последствий ДТП. Но в жарких дискуссиях водители как-то позабыли, что правила дорожного движения никто не отменял. А пункт 2.5 ПДД гласит: при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников ГИБДД. В следующем пункте уточняется (2.6 ПДД): если в результате ДТП нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост дорожно-патрульной службы или отдел милиции для оформления происшествия.
Дальше – больше. Существуют правила страхования, которые предписывают водителю при наступлении страхового случая предоставить справку Госавтоинспекции о ДТП. Эти правила являются приложением к постановлению Правительства РФ, им же и утверждаются. Изменения в эти правила пока не вносились.
Получается, на сегодняшний день если вы решите воспользоваться поправками внесенными в закон об ОСАГО и мирно разъедетесь после мелкого ДТП, то, во-первых, нарушите правила дорожного движения, а во-вторых, просто-напросто не получите выплату от страховой компании. Страховщики не смогут перечислить деньги без необходимого пакета документов, в котором бумаги из ГИБДД обязательны. Кроме того, может получиться так, что сегодня вы разъедетесь миром, понадеявшись на выплату, а завтра виновник скажет, что его заставили расписаться под схемой силой. В итоге гораздо надежнее даже при самом незначительном ДТП, как и прежде, вызывать сотрудников ГИБДД.
«Эта поправка, безусловно, облегчит жизнь и водителям, и Госавтоинспекции. Она избавит автомобилистов от необходимости ждать прибытия ГИБДД из-за досадной царапины, а с инспекторов снимет часть нагрузки, – считает заместитель начальника отдела пропаганды УГИБДД по Челябинской области Андрей Смирнов. – Конечно, далеко не каждый водитель сможет оценить сумму ущерба, поэтому, скорее всего, этот принцип будет действовать лишь для ДТП, когда один автомобиль «догнал» другого, что часто бывает в гололед, или для тех, кто неаккуратно сдавал назад. Все остальные ДТП обычно влекут больший ущерб».
Полис не для галочки
До сих пор в законе об ОСАГО присутствовала одна неприятная тонкость. Если вы попали в аварию по вине другого водителя, то выплату компенсации осуществляла не ваша страховая компания, а компания виновника. А где застраховался виновник – вопрос непредсказуемый, и нередки случаи, когда после ДТП потерпевший оставался один на один с сомнительной страховой компанией, которую он не выбирал. Фактически никто особо не заботится о том, чтобы застраховать ОСАГО в надежной страховой компании, ведь выплата идет третьим лицам, и качество работы страховой – их проблемы. По большому счету, полис ОСАГО приобретался для галочки, чтобы не иметь проблем с ГИБДД.
С 1 марта вступает в действие схема прямого возмещения убытков, которая, на первый взгляд, гораздо честнее: в этом случае, если по вине другого водителя пострадал ваш автомобиль, вы обращаетесь в свою страховую, которая выплачивает вам деньги, а затем взыскивает возмещение со страховой виновника. Таким образом, теперь имеет смысл страховать автогражданку в компании с хорошей репутацией, а не той, что поближе к дому.
Однако и тут не обходится без подводных камней. Воспользоваться схемой прямого урегулирования убытков смогут только те водители, которые оформят полис ОСАГО после 1 марта 2009 года. «Прямое возмещение» не будет распространяться на аварии с обоюдной виной водителей и так называемые бесконтактные ДТП, когда, уходя от столкновения с нарушителем ПДД, невиновный водитель ударяет свое авто, например, о столб. В этих случаях автомобилистам, претендующим на страховую выплату, одна дорога – в суд.
Схема прямого возмещения убытков имеет и другие ограничения: к рассмотрению принимаются ДТП, в которых нет пострадавших, и в аварии участвовало не более двух машин. После подачи пострадавшим стандартного перечня документов в свою страховую компанию, она обязана принять решение о выплате или предоставить обоснованный отказ в течение 30 дней. Последнее обстоятельство не может не удручать: став жертвой чьей-то невнимательности, вы будете ездить на разбитом автомобиле больше месяца, ведь помимо получения денег необходимо осуществить сам ремонт.
Кроме того, при выборе страховой компании теперь нужно помнить, что по схеме прямого возмещения убытков работают лишь компании, присоединившиеся к соглашению – документу, регламентирующему отношения между страховыми компаниями по вопросам прямого возмещения.
Расчет между страховыми компаниями происходит в безналичной форме. У страховой компании виновника есть максимум семь дней на то, чтобы перевести деньги на счет страховой компании пострадавшего после того, как та осуществила выплату денег и предоставила все необходимые документы. В любом случае пострадавшего эти расчеты уже не волнуют. Для крупных компаний с большим объемом выплат предусмотрена схема компенсации не по каждому случаю, а в течение некоторого отчетного периода. Наверняка компании будут использовать схемы взаимозачетов, что значительно уменьшит объемы денежных переводов.
«Я противник прямого урегулирования убытков, – не скрывает директор челябинского филиала страховой компании «Прогресс-гарант» Андрей Ненашев. – Пока механизм не отработан, советую всем автомобилистам в случае ДТП в первую очередь поставить в известность компанию виновника. Потому как, если окажется, что вы не попадаете под схему прямого урегулирования убытков, а срок подачи заявления о страховом событии уже истечет, то возникнут большие проблемы с получением денег. Тем более, “прямое возмещение” не является обязательной процедурой: поправка в закон разрешает обратиться в свою компанию, но не запрещает и потребовать выплаты со страховой виновника ДТП».
ОСАГО подорожает
Еще одна неприятная новость для автовладельцев: в Совете Федерации одобрили увеличение с марта базовых тарифов ОСАГО и введение повышающих коэффициентов нарушителям правил. То есть ОСАГО будет дороже не только для тех, кто попадает в аварии, но и для злостных нарушителей с большим количеством административных штрафов. Решение принято, однако местные страховщики пока не получали никаких официальных документов. Когда именно ОСАГО станет дороже, пока неизвестно.
Итог всего вышесказанного: схема прямого возмещения убытков – несомненно попытка сделать шаг навстречу клиентам, но увеличение страховых тарифов и наспех принятые изменения в законе об ОСАГО делают автострахование далеким от идеала водителей.
«Вступающие в силу нововведения являются просто заплатками в закон, причем другого цвета, – считает Андрей Ненашев. – Помимо закона об ОСАГО, деятельность страховых компаний регламентируют еще десяток других нормативных актов. Теперь документы попросту противоречат друг другу. Нынешние изменения внесли полную неразбериху, которая неизбежно потянет и водителей, и страховщиков в суды. Кроме того, мы неизбежно вернемся к мордобоям на дорогах».
Подробный комментарий представителей страховых компаний читайте на сайте ChelFin.ru.
На следующей неделе представители крупнейших страховых компаний Челябинска и руководство ГИБДД области встретятся за круглым столом, чтобы обсудить работу по оформлению ДТП в новых условиях. Подробности читайте на Autochel.ru.
Статья опубликована в разделах: Новости / Автоновости
Без ГИБДД не обойтись?
Разбор полетов начнем с одной из самых ожидаемых автомобилистами поправок, разрешающей не вызывать ГИБДД, если водители достигли консенсуса о виновности одного из них, а сумма ущерба случайно пострадавшего не превышает 25 тысяч рублей. Когда изменение в закон только приняли, начались отчаянные споры о том, может ли водитель на глаз оценить, во сколько обойдется устранение последствий ДТП. Но в жарких дискуссиях водители как-то позабыли, что правила дорожного движения никто не отменял. А пункт 2.5 ПДД гласит: при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников ГИБДД. В следующем пункте уточняется (2.6 ПДД): если в результате ДТП нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост дорожно-патрульной службы или отдел милиции для оформления происшествия.
Дальше – больше. Существуют правила страхования, которые предписывают водителю при наступлении страхового случая предоставить справку Госавтоинспекции о ДТП. Эти правила являются приложением к постановлению Правительства РФ, им же и утверждаются. Изменения в эти правила пока не вносились.
Получается, на сегодняшний день если вы решите воспользоваться поправками внесенными в закон об ОСАГО и мирно разъедетесь после мелкого ДТП, то, во-первых, нарушите правила дорожного движения, а во-вторых, просто-напросто не получите выплату от страховой компании. Страховщики не смогут перечислить деньги без необходимого пакета документов, в котором бумаги из ГИБДД обязательны. Кроме того, может получиться так, что сегодня вы разъедетесь миром, понадеявшись на выплату, а завтра виновник скажет, что его заставили расписаться под схемой силой. В итоге гораздо надежнее даже при самом незначительном ДТП, как и прежде, вызывать сотрудников ГИБДД.
«Эта поправка, безусловно, облегчит жизнь и водителям, и Госавтоинспекции. Она избавит автомобилистов от необходимости ждать прибытия ГИБДД из-за досадной царапины, а с инспекторов снимет часть нагрузки, – считает заместитель начальника отдела пропаганды УГИБДД по Челябинской области Андрей Смирнов. – Конечно, далеко не каждый водитель сможет оценить сумму ущерба, поэтому, скорее всего, этот принцип будет действовать лишь для ДТП, когда один автомобиль «догнал» другого, что часто бывает в гололед, или для тех, кто неаккуратно сдавал назад. Все остальные ДТП обычно влекут больший ущерб».
Полис не для галочки
До сих пор в законе об ОСАГО присутствовала одна неприятная тонкость. Если вы попали в аварию по вине другого водителя, то выплату компенсации осуществляла не ваша страховая компания, а компания виновника. А где застраховался виновник – вопрос непредсказуемый, и нередки случаи, когда после ДТП потерпевший оставался один на один с сомнительной страховой компанией, которую он не выбирал. Фактически никто особо не заботится о том, чтобы застраховать ОСАГО в надежной страховой компании, ведь выплата идет третьим лицам, и качество работы страховой – их проблемы. По большому счету, полис ОСАГО приобретался для галочки, чтобы не иметь проблем с ГИБДД.
С 1 марта вступает в действие схема прямого возмещения убытков, которая, на первый взгляд, гораздо честнее: в этом случае, если по вине другого водителя пострадал ваш автомобиль, вы обращаетесь в свою страховую, которая выплачивает вам деньги, а затем взыскивает возмещение со страховой виновника. Таким образом, теперь имеет смысл страховать автогражданку в компании с хорошей репутацией, а не той, что поближе к дому.
Однако и тут не обходится без подводных камней. Воспользоваться схемой прямого урегулирования убытков смогут только те водители, которые оформят полис ОСАГО после 1 марта 2009 года. «Прямое возмещение» не будет распространяться на аварии с обоюдной виной водителей и так называемые бесконтактные ДТП, когда, уходя от столкновения с нарушителем ПДД, невиновный водитель ударяет свое авто, например, о столб. В этих случаях автомобилистам, претендующим на страховую выплату, одна дорога – в суд.
Схема прямого возмещения убытков имеет и другие ограничения: к рассмотрению принимаются ДТП, в которых нет пострадавших, и в аварии участвовало не более двух машин. После подачи пострадавшим стандартного перечня документов в свою страховую компанию, она обязана принять решение о выплате или предоставить обоснованный отказ в течение 30 дней. Последнее обстоятельство не может не удручать: став жертвой чьей-то невнимательности, вы будете ездить на разбитом автомобиле больше месяца, ведь помимо получения денег необходимо осуществить сам ремонт.
Кроме того, при выборе страховой компании теперь нужно помнить, что по схеме прямого возмещения убытков работают лишь компании, присоединившиеся к соглашению – документу, регламентирующему отношения между страховыми компаниями по вопросам прямого возмещения.
Расчет между страховыми компаниями происходит в безналичной форме. У страховой компании виновника есть максимум семь дней на то, чтобы перевести деньги на счет страховой компании пострадавшего после того, как та осуществила выплату денег и предоставила все необходимые документы. В любом случае пострадавшего эти расчеты уже не волнуют. Для крупных компаний с большим объемом выплат предусмотрена схема компенсации не по каждому случаю, а в течение некоторого отчетного периода. Наверняка компании будут использовать схемы взаимозачетов, что значительно уменьшит объемы денежных переводов.
«Я противник прямого урегулирования убытков, – не скрывает директор челябинского филиала страховой компании «Прогресс-гарант» Андрей Ненашев. – Пока механизм не отработан, советую всем автомобилистам в случае ДТП в первую очередь поставить в известность компанию виновника. Потому как, если окажется, что вы не попадаете под схему прямого урегулирования убытков, а срок подачи заявления о страховом событии уже истечет, то возникнут большие проблемы с получением денег. Тем более, “прямое возмещение” не является обязательной процедурой: поправка в закон разрешает обратиться в свою компанию, но не запрещает и потребовать выплаты со страховой виновника ДТП».
ОСАГО подорожает
Еще одна неприятная новость для автовладельцев: в Совете Федерации одобрили увеличение с марта базовых тарифов ОСАГО и введение повышающих коэффициентов нарушителям правил. То есть ОСАГО будет дороже не только для тех, кто попадает в аварии, но и для злостных нарушителей с большим количеством административных штрафов. Решение принято, однако местные страховщики пока не получали никаких официальных документов. Когда именно ОСАГО станет дороже, пока неизвестно.
Итог всего вышесказанного: схема прямого возмещения убытков – несомненно попытка сделать шаг навстречу клиентам, но увеличение страховых тарифов и наспех принятые изменения в законе об ОСАГО делают автострахование далеким от идеала водителей.
«Вступающие в силу нововведения являются просто заплатками в закон, причем другого цвета, – считает Андрей Ненашев. – Помимо закона об ОСАГО, деятельность страховых компаний регламентируют еще десяток других нормативных актов. Теперь документы попросту противоречат друг другу. Нынешние изменения внесли полную неразбериху, которая неизбежно потянет и водителей, и страховщиков в суды. Кроме того, мы неизбежно вернемся к мордобоям на дорогах».
Подробный комментарий представителей страховых компаний читайте на сайте ChelFin.ru.
На следующей неделе представители крупнейших страховых компаний Челябинска и руководство ГИБДД области встретятся за круглым столом, чтобы обсудить работу по оформлению ДТП в новых условиях. Подробности читайте на Autochel.ru.
Статья опубликована в разделах: Новости / Автоновости
Комментарии (0)
1 ноября вступила в полноправную силу страховая система прямого возмещения убытков при ДТП. Нововведение начало работать с 1 марта этого года, однако воспользоваться им
Страховщики и сотрудники ГИБДД, встретившись за круглым столом, разъяснили, как оформлять ДТП с учетом вступивших с 1 марта поправок в закон об ОСАГО. Общий вывод:
Еще в пятницу челябинская Госавтоинспекция предупреждала участников дорожного движения об изменении погодных условий и призывала всех быть предельно осторожными на
Некоторые российские СМИ распространили информацию о вступлении в силу упрощенной процедуры ОСАГО с 1 декабря 2008 года. На самом деле это не так. Поправки в
Правда, только для инвалидов и пенсионеров. Столичная городская дума предложила депутатам рассмотреть законопроект о внесении поправок в закон об ОСАГО. Суть инициативы